Эр Тештюк

Что такое Эр Тештюк

Эр Тештюк — описание в Энциклопедическом словаре

Эр Тештюк — киргизский народный стихотворный эпос, основан на древнихмифологических и космологических верованиях. повествует о борьбе богатыряс чудовищами в подземном мире. Впервые записан в 1869 В. В. Радловым.Известен у древних тюркоязычных народов (казахов, алтайцев и др.).

Эрастус

Что такое Эрастус

Определение слова Эрастус по словарю Брокгауза и Ефрона

Эрастус (Томас Erastus. настоящее его имя Liber, Libler. 1524—1583) — немецкий философ, деятель реформации. Изучал в Базеле теологию, где и принял имя Эрастус. в Болонье и Падуе изучал философию и медицину. Был профессором медицины в Гейдельберге, потом профессором медицины и морали в Базеле. Как натуралист, он выступил против астрологии и медицины по методике Парацельса и работал над химией, которая, по его мнению, должна будет вести к разгадке тайн мироздания. Как теолог, он защищал взгляд Цвингли на причащение против кальвинизма. Его труды по медицине, перечисленные в " B iographisches Lexikon herforrag. Aerzte" (Вена и Лейпц., 1885, т. II, стр. 222 и след.), не имеют значения. Важнее вышедший после его смерти труд: "Explicato gravissimae quaestionis, utrum excommunicatio mandato nitatur divino an excogitata sit ab hominib u s", где он касается отношений между государством и церковью, отвергая самостоятельность последней. Он опасался нетерпимости пресвитерианского духовенства, облеченного властью, и полагал избегнуть этой опасности, отдав гегемонию государству. Его теории нашли последователей, составивших в Англию партию эрастиан. С тех пор подчинение церкви авторитету государства обозначается иногда словом эрастианизм.

Эпитет

Что такое Эпитет

Определение слова Эпитет по Ефремовой

Эпитет — 1. Образное, художественное определение как простейшая форма поэтического тропа.
2. перен. Слово, выражение, которым характеризуют кого-л., что-л. (обычно с оттенком неодобрительности).

Определение слова Эпитет по Ожегову

Эпитет — Образное, художественное определение

Эпитет — описание в Энциклопедическом словаре

Эпитет — (греч. epitheton — букв. — приложенное), троп, образное определение(выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием,существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительнуюхудожественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения(«чистое поле», «парус одинокий»).

Определение слова Эпитет по словарю Ушакова

ЭПИТЕТ, эпитета, м. (греч. epitheton, букв. приложенное). Одно из изобразительных поэтических средств — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности (лит.). Постоянные эпитеты народной поэзии (напр. синее море, чистое поле). Украшающий эпитет. (перевод латин. epitheton ornans). || перен. Слово, к-рым кто-н. называет, характеризует кого-н. (книжн. шутл. или ирон.). Талантливого писателя засыпали хваленными эпитетами. Боже, какие эпитеты посыпались на мою голову! Гончаров. Нелестный эпитет.

Определение слова Эпитет по словарю Брокгауза и Ефрона

Эпитет (греч. έπίθετος — наложенный, приложенный)термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Содержание этого термина недостаточно устойчиво и ясно, несмотря на его употребительность. Сближение истории литературной выразительности с историей языка должно отразиться на теории Э.: его история уже теперь близка к истории грамматического определения и, вероятно, этому термину суждено уступить место иным категориям поэтической выразительности. Не имея в теории литературы определенного положения, название Э. прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным. но совпадение это только частичное. Установленного взгляда на Э. у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности. одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их. одни считают Э. исключительно элементом поэтической речи, другие находят его в прозе. А-р Н. Веселовский ("Из истории Э.", в "Журн. Мин. Народы. Просв.", 1895, № 12) охарактеризовал несколько моментов истории Э., являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля. Теория литературы имеет дело только с так назыв. украшающим Э. (epitheton ornans). название это неверно и ведет свое происхождение из старой теории, видевшей в приемах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи. но только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине Э. Как не всякий Э. имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть Э.: определение, суживающее объем определяемого понятия, не есть Э. Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключенный в подлежащем (эта гора высока) и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь повторяет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны). Перенося это различение на грамматические определения, можно сказать, что название Э. носят лишь аналитические определения: "рассеянная буря", "малиновый берет" не Э., но "ясная лазурь ", " длиннотенное копье", "щепетильный Лондон", "Боже правый" —эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность —признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне, и т. д. Для логики это различение не безусловно, но для психики творящей мысли, для истории языка оно имеет решающее значение. Э. — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, потому что это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях. признак, выделяемый им, может нам казаться несущественным, случайным, но не таким он является для творящей мысли. Если былина всегда называет седло черкасским, то не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а прием стилистической идеализации. Как и иные приемы — условные обороты, типичные формулы — Э. в древнейшем песенном творчестве легко становится постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скрепленным, что даже противоречия и нелепости не побеждают его ("руки белые" оказываются у "арапина", царь Калина — "собака" не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру). Это "забвение реального смысла", по терминологии A. H. Вeселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия. Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства еще не было: "лишь позднее оно стало признаком того типически условного — и сословного — миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии". Анализируя поэтические Э., А. Н. Веселовский находит возможность разбить их на две обширные категории: 1) Э. тавтологический, подновляющий нарицательное значение слова, освежающий его потускневшую в сознании внутреннюю форму ("крутой берег": берег — одного происхождения с Berg — и так значит крутой. "грязи топучия". "красна девица") и 2) Э. пояснительный, усиливающий, подчеркивающий какой-нибудь один признак. этот признак либо считается в предмете существенным, либо характеризует его по отношению к практической цели и идеальному совершенству. Подметив эту разницу, немецкие теоретики пытались делить Э. на Adjectiva der Bezeichnung (Э. обозначения) и der Beziehung (Э. отношения). первые Готшаль без всякого основания отождествляет с постоянными, вторые — с украшающими, причем необходимым признаком последних считает метафоричность. Должно отметить, что, "говоря о существенном признаке, как характерном для содержания пояснительного Э., мы должны иметь в виду относительность этой существенности". Так, напр., в "белый лебедь", "трава зеленая", эпитеты безотносительно существенны. наоборот, в "честитый царь", "столы белодубовые", "ножки резвые" Э. определяет то совершенство, которое желательно приписать определяемому объекту: коли ножки, то уж резвые, коли царь, то уж честитый. Отсюда пристрастие к Э. золотой, белый и т. п. Особенное внимание обращает А. Н. Веселовский на две группы эпитетов, поверхностно сходные, но по существу и по хронологии глубоко различные: "между ними лежит полоса развития — от безразличия впечатлений к их сознательной раздельности", это Э.-метафора и Э. синкретический. Первый — как и всякая метафора — предполагает сознательное перенесение оттеняемого признака с одного из сравниваемых объектов на другой ("сладкая тишина", "блестящее общество", "сонный лес"). Второй есть результат ассоциации чувственных представлений. не сознавая этого, мы получаем ощущения слитного характера. получаются такие явления, как audition color &eacute. e — и такие Э., где впечатления слуха и зрения смешаны не метафорически, не иносказательно, но в прямом смысле. Конкретные примеры сложны, но можно утверждать, что с психологической точки зрения в таких Э., как "малиновый звон", "прозрачный звук лошадиных копыт" (Толстой) мы имеем дело скорее с синкретизмом, чем с метафорой. История Э. представляет собой одну из выразительнейших страниц в судьбах литературных форм. это история не только поэтического стиля, но и всего "поэтического сознания от его физиологических и антропологических начал и их выражений в слове — до их закрепощения в ряды формул, наполняющихся содержанием очередных общественных миpoсозерцаний. За иным Э., к которому мы относимся безучастно, так мы к нему привыкли, лежит далекая историко-психологическая перспектива, накопление метафор, сравнений и отвлечений, целая история вкуса и стиля, в его эволюции от идей полезного и желаемого до выделения понятия прекрасного". Так оценивая эволюцию Э., А. Н. Веселовский видит общее её направление в "разложении его типичности индивидуализмом". На первых порах мы имеем Э. типичные, общие для группы, например равно применяемые ко всем героям. Еще в Нибелунгах все восхваляемые предметы певец охотно называет белыми или ясными, все отрицательные явления — черны, мрачны. В дальнейшем самосознание развивающейся личности связано с индивидуализацией её впечатлений — Э. становится характеризующим. типизирующего Э. уже недостаточно для мысли, и она категоризирует его, осложняет прибавлениями: получается сложный Э., подчас сокращенный из целого сравнения, описания. Это не единственный вид сложного Э.: сложность получается также от парного сочетания синонимов, от соединения взаимно определяющих Э. и т. д. Говорят, что Э. — пробный камень для поэта. и действительно, есть сторона творчества, которая именно в этом элементарном приеме находит особенно яркое выражение: это способность к анализу, к характеристик. Известное понятие находится в употреблении, оставаясь неразложенным и не задевая мысли: мыслитель — все равно, поэт или прозаик — в одном определении выделяет его признак, существенный, но дотоле незаметный. Такие эпитеты, как у Пушкина "простодушной клеветы" или у Лермонтова "неполных радостей земных" разом, точно вспышка молнии, освещают нам содержание явления, в которое мы еле вдумывались. они переводят в сознание то, что смутно ощущалось за его порогом. Поэтому нельзя считать основательными указания на плеонастический характер эпитетов: они основаны на смешении логической точки зрения с психологической. Э., повторяющий — иногда подновляющий — значение определяемая слова, придает ему новый оттенок. он нужен и потому в нем нет плеоназма. А. Г.

Значение слова «Эпитет» по БСЭ

Эпитет (греч. epнtheton, буквально — приложенное)
художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным («сладостный напев»), но также наречием («горячо любить»), именем существительным
(«веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»). В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих («тихий звон»), Э. либо выделяет в предмете одно из его свойств
(«гордый конь»), либо — как метафорический Э. — переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Э. возник в устном поэтическом творчестве посредством: обобщения постоянно встречавшихся признаков («русая коса», «белая берёза»).
закрепления исторических отношений («седелышко черкасское», «арабский конь» — в средневековой французской поэзии). идеализации («ласковый князь Владимир»). Систему постоянных Э. народной поэзии разлагает развитие индивидуального творческого начала. Признаки явлений природы присваиваются человеку
(«ясное солнце» — «ясный взгляд»). Из слитности ощущений разных органов чувств возникают синкретические Э. («холодный цвет», «ясный звук»). Стремление усилить впечатление приводит к удвоению («украсно украшенная земля Русская»).
с этой же целью в Э. соединяются корни разных слов («быстроногий Ахилл», «широкошумные дубровы»). От постоянных Э. народнопоэтического творчества, доходящих до забвения основные значения слова («Наостри мою острую саблю!»),
профессиональная литература приходит к индивидуализированным, останавливающим внимание уникальным Э.: «дам обдуманный наряд» (А. С. Пушкин). В Э. отражается стиль писателя, эпохи, литературного направления («сладкогласный певец», «хладный прах» несут печать сентиментализма. «жёлтая заря», «снежное вино» принадлежат поэтической системе А. Блока).
Лит.: Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940, с. 73-93. Жирмунский В. М., К вопросу об эпитете, в его сб.: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избр. труды, Л., 1977. Томашевский Б. В., Стилистика и стихосложение, Л., 1959, с. 200-208. Озеров Л., Ода эпитету,
«Вопросы литературы», 1972, №4.
В. С. Баевский.

Эргарт, Фридрих

Что такое Эргарт, Фридрих

Определение слова Эргарт, Фридрих по словарю Брокгауза и Ефрона

Эргарт, Фридрих (Friedrich Erhart. 1742—1795) — ботаник, изучал фармацию в Нюрнберге, ботанику в Эрлангене, Ганновере, Стокгольме, Упсале (у Линнея в 1773— 76 гг.). Позже занял место директора королевского сада в Герренгаузене, близ Ганновера. С 1780 г. издавал декады гербария ганноверской флоры. "Написал: Beitr &auml.ge zur Naturkunde und den damit verwandten Wissenschaften, besonders der Botanik, Chemie, Haus- und Landwirthschaft, Arzneigelehrheit und Apothekerkun de (Ганновер и Оснабрюк, 1787—1792, I—VII). В. Тр.

Эргатическая Система

Что такое Эргатическая Система

Эргатическая Система — описание в Энциклопедическом словаре

Эргатическая Система — сложная система управления, составной элементкоторой — человек-оператор (или группа операторов), напр., системауправления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта.

Эрдмансдерфер, Макс

Что такое Эрдмансдерфер, Макс

Определение слова Эрдмансдерфер, Макс по словарю Брокгауза и Ефрона

Эрдмансдерфер, Макс (Максимилиан Карлович)известный капельмейстер, пианист и композитор. Род. в1848 г. в Нюрнберге. музыкальное образование получил в лейпцигской консерватории. Был капельмейстером в Зондерсгаузене. Дирижировал в Москве и в С.-Петербурге симфоническими собраниями Русского музыкального общества. Написал: "Prinzessin Ilse", "Schneewittchen", "Traumk &ouml. nig und sein Lieb", увертюры, песни и фортепьянные пьесы. Оркестровал "Bal costum &eacute. " A. Г. Рубинштейна. Н. С.

Эрдельтерьер

Что такое Эрдельтерьер

Определение слова Эрдельтерьер по Ефремовой

Эрдельтерьер — 1. Порода служебных собак группы терьеров.
2. Собака такой породы.

Эрдельтерьер — описание в Энциклопедическом словаре

Эрдельтерьер — (англ. Airedale terrier) — порода служебных собак. Выведена вВеликобритании. Разводят во многих странах.

Значение слова «Эрдельтерьер» по БСЭ

Эрдельтерьерпорода служебных собак. Выведена в Великобритании во 2-й половине 19 в. последовательным скрещиванием нескольких пород: выдровых гончих, староанглийских терьеров, харьеров, короткошерстных колли и бультерьеров. Название от долины р. Эр (англ. Airedale), в районах которой выводилась порода. Рост 62-66 см, голова длинная с плоским лбом, на верхней губе щетинистые «усы», на нижней — «борода».
Шерстный покров грубый, жесткий, густой. Наиболее характерная окраска золотисто-рыжая, на верхней части шеи, спине и боках — темный «чепрак». Движения быстрые, резкие. Собаки выносливы, легко дрессируются. Разводят породу во многих странах. в СССР — в основном собаководы-любители.
Рис. к ст. Эрдельтерьер.

Эренберг, Христиан Готфрид

Что такое Эренберг, Христиан Готфрид

Определение слова Эренберг, Христиан Готфрид по словарю Брокгауза и Ефрона

Эренберг, Христиан Готфрид (1795—1876) — немецкий естествоиспытатель. учился в Лейпциге, получил степень доктора медицины в Берлине. с 1820 по 1826 г. путешествовал по Египту. был профессором медицины в берлинском университете. в 1829 г. вместе с Густавом Розе сопутствовал Гумбольдту в путешествии его по Азии до Алтая. Э. принадлежит ряд важных исследований в области низших животных. его справедливо считают творцом современной протистологии. В сочинении своем "Das Leuchten des Meeres" (Берлин, 1835) он объяснил свечение моря присутствием микроскопических морских животных. присутствием микроскопических животных он объяснил кровавые дожди в сочинении "Passatstaub und Blutregen" (Лейпциг, 1849, 1871 и 1872). Другие труды Э.: "Naturgeschichtliche Rei s en durch Nordafrika und Westasien" (Б., 1828). "Symbolae physicae, seu icones et desciptiones mammalium (ib., 1828—33), avium (1828), insectorum" (ib., 1829—1834). затем "Symbolae physicae animalium evertebratorum sepositis insectis" (ib., 1829—1831). "Di e Korallentiere des Roten Meeres" (ib., 1834). "Ueber die Natur und Bildung der Koralleninseln und Korallenb&auml.nke im Roten Meer" (ib., 1834). "Die Akalephen des Roten. Meeres und der Organismus der Medusen der Ostsee" (ib., 1836). "Organisation, Systematik und geographisches Verh&auml.ltnis der Infusionstierchen" (ib., l830). "Zur Kenntnis der Organisation in der Richtung des kleinsten Raumes" (ib., 1832—34). "Zus&auml.tze zur Erkenntnis grosser Organisation im kleinen Raum" (ib., 1836) и "Die Infusionstierchen als vollkommene Organismen" (Лейпциг, 1838). "Die Bildung der europ &auml. ischen, libyschen und arabischen Kreidefelsen und des Kreidemergels aus mikroskopischen Organismen" (Б. и Лейпциг, 1839). "Die fossilen Infusorien und die lebendige Dammerde" (Б., 1837). "Mikrogeologie" (Лейпциг, 1854, с 40 табл.). "Ueber m &auml.chtige Gebirgsschichten aus mikroskopischen Bacillarien unter und bei der Stadt Mexiko" (ib., 1869). "Ueber die roten Erden als Speise der Guineaneger" (ib., 1868). "Ueber die wachsende Kenntnis des unsichtbaren Lebens als felsbildende Bacillarien in Kalifornien" (ib., 1870). "Mikrogeologische Studien &uuml.ber das kleinste Leben der Meerestiefgr&uuml.nde aller Zonen" (ib., 1873). Ср. Hanstein, "С. G. Ehrenberg" (Бонн, 1877).

Эребуни

Что такое Эребуни

Эребуни — описание в Энциклопедическом словаре

Эребуни — крепость урартов (8-7 вв. до н. э.) на холме Арин-Берд вЕреване. Остатки укреплений, дворца и храма с росписями. надписи и др. ИмяЭребуни сохранилось в названии г. Ереван.

Значение слова «Эребуни» по БСЭ

Эребуникрепость, построенная на С. государства Урарту царем Аргишти I около 782 до н. э. Развалины Э. обнаружены на холме Арин-берд на северной окраине Еревана. Раскопками (с 1950) открыты мощные крепостные стены с воротами, дворец, 2 храма и хозяйственные постройки, около 20 строительных надписей. Во дворце и одном из храмов — остатки росписей: орнаментальные фризы, изображения богов, сцен охоты и др. В 1968 в связи с празднованием 2750-летия Еревана на Аринберде были произведены крупные реставрационные работы. Территория Э. превращена в археологический музей-заповедник.

Эрехтейон* т. е. храм Эрехтея

Что такое Эрехтейон* т. е. храм Эрехтея

Определение слова Эрехтейон* т. е. храм Эрехтея по словарю Брокгауза и Ефрона

Эрехтейон* т. е. храм Эрехтеязамечательное произведение древнегреческой архитектуры, остатки которого сохранились в Афинах. 1. Вид Эрехтейона с северо-западной стороны. То было одно из главных святилищ, красовавшееся на акропольской горе, к северу от Парфенона. Оно занимало то самое место, где, по верованию греков, произошел спор между Афиной и Посейдоном из-за обладания Аттикой. в нем находились оливковое дерево, произращенное Афиной, и ключ соленой воды, начавший бить по мановению Посейдона. в нем хранились другие святыни, чтимые афинянами: деревянный истукан (ξόανον) Афины, будто бы упавший с неба, статуя Гермеса, принесенная в Афины Кекропом, след на скале трезубца, которым Посейдон извлек из нее воду, светильник Каллимаха, горевший непрестанно, несмотря на то что масло наливалось в него только однажды в году, остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики, трофеи, добытые на войне, и т. п. Э. заменил собою находившийся на том же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии. постройка нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами, вероятно, до 407 г. до Р. Х. Так как он стоял на неровной почве и был, собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его план представлял значительное отступление от обычного расположения греческих храмов. он не имел снаружи окружной колоннады, но был украшен с трех сторон отдельными портиками. 2. План Эрехтейона. Перед входом в восточную целлу (A), посвященную Афине-Полиаде (градохранительнице), находился портик о шести стройных колоннах, вытянутых в ряд, без антов. Лицевая стена западной целлы (G, B), посвященной трем древним аттическим божествам земли, была с наружной стороны ограничена двумя антами и расчленена четырьмя великолепными, также аттическими полуколоннами, в пространствах между которыми были проделаны четыре высоких окна. К этой целле примыкали два портика, один с северной стороны, другой — с южной. В северный портик выходила главная входная дверь целлы, роскошно обрамленная и осененная карнизом на консолях. Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропа, Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трех горизонтальных полос, подпирали не колонны, а шесть кор или кариатид, помещенных на высоком парапете, — шесть фигур молодых женщин, одетых в афинский костюм (тунику, гемидиплоидий и пеплос) и несущих на головах корзины и лежащие на этих последних квадратные плиты. Здесь мы встречаем первый в истории искусства случай употребления подобных женских фигур для поддержки балок — употребления, перешедшего из греческого зодчества во всемирное. Пять кариатид Пандрозейона еще стоят на своих местах. шестая увезена, вместе с частями архитрава и парапета, лордом Эльджином в Лондон и теперь хранится в тамошнем Британском музее. в Афинах она заменена теперь терракотовой копией. В позах этих здоровых, стройных фигур незаметно ни малейшего принуждения. они несут лежащую на их головах тяжесть легко, что особенно выражается тем, что у них только одна нога плотно упирается в землю, а другая слегка согнута в колене и выдается вперед. Одежда ниспадает с них плавными, красивыми складками, напоминающими собою каннелюры. на их правильных, благородных лицах рисуется строгое спокойствие, как бы сознание важности их служения Афине. Обломки фриза Э., сюжетом которого был, очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском музее, свидетельствуют о том, что и прочие скульптурные украшения Э. были превосходны. Он отличался большой оживленностью и тонкостью отделки и его эффектность увеличивалась темным фоном элевзинского мрамора, на котором были укреплены фигуры, изваянные из белого паросского мрамора. В архитектурном отношении все части Э. должны были очаровывать зрителя чистой красотой своих форм, гармоничностью пропорций и тонкой обработкой деталей. ни одно из созданий древнегреческого зодчества не было так свободно и живописно по расположению, так грациозно и изящно, как это образцовое сооружение аттическо-ионического стиля. До XVII столетия Э. существовал еще в довольно сохранном виде, но венецианцы в 1687 г., при осаде Афин, страшно изуродовали его. В настоящее время он, насколько было возможно, исправлен при помощи принадлежавших к нему фрагментов, но все-таки представляет собой печальные развалины. лучше других его частей уцелел портик Пандрозы. Ср. K. B &ouml.tticher, "Bericht &uuml. ber die Untersuchungen auf der Akropolis" (Б., 1862). Julius, "Ueber den Erechtheion" (Мюнхен, 1878). Fowler, "Erechtheion of Athen" (в "Archeol. Instil. of America", т. I, Бостон, 1882). A. H. Springer, "Handbuch der Kunstgeschichte. I. Das Altertum" (в переработке А. Михаэлиса, Лейпциг, 1898).

Эрешкигаль

Что такое Эрешкигаль

Эрешкигаль — описание в Энциклопедическом словаре

Эрешкигаль — в шумеро-аккадской мифологии богиня-хозяйка подземного мира,сестра Инанны. в мифе о нисхождении Инанны в подземное царствопротивопоставлена ей как злобная богиня смерти.

Экономо

Что такое Экономо

Экономо — описание в Энциклопедическом словаре

Экономо — (Economo) Константин Александрбарон фон Сан-Серф (San Serff)(1876-1931), австрийский невролог. По происхождению грек. Установилкорковый центр глотания и дыхания, описал (1917) эпидемическийлетаргический энцефалит (болезнь Экономо). Труды по физиологии среднегомозга, проблеме сна, цитоархитектонике коры головного мозга.

Определение слова Экономо по словарю медицинских терминов

Экономо-Коскинаса карта (К. Economo, 1876-1931, австрийский невропатолог. G. N. Koskinas) — схема архитектоники коры полушарий большого мозга, согласно которой поверхность каждого полушария по клеточному составу делится на 7 долей и 109 полей.


Экономо-Фишера синдром (К. Economo, 1876-1931, австрийский невропатолог. Fischer) — гемибаллизм, наблюдаемый при нарушениях кровообращения в головном мозге с поражением подбугорного ядра (люисова тела).

Значение слова «Экономо» по БСЭ

Экономо (Economo)
Константин Александр, барон фон Сан-Серф (von San Serff) (21.8.1876, Брэила, — 21.10. 1931, Вена), австрийский невролог, по национальности грек. В 1901 окончил медицинский факультет Венского университета. с 1921 профессор невропатологии и психиатрии там же. Во время 1-й мировой войны 1914-18 служил пилотом, затем военным врачом. Установил (1902) т. н. центры глотания и жевания в головном мозге. Описал (1917) эпидемический летаргический энцефалит (болезнь Э.), на основе клинико-анатомического изучения которого установил значение гипоталамуса, зрительных бугров в нарушениях сна, предложил теорию сна. Издал (1925) книгу (совм. с Г. Н. Коскинасом) и атлас по цитоархитектонике коры больших полушарий. Уточнил цитоархитектоническую
«карту» коры большого мозга (109 полей), провёл измерения величины клеток в различных корковых слоях. На основе цитоархитектонических исследований и изучения ископаемых черепов человека выдвинул теорию «прогрессивной церебрации», согласно которой головной мозг постоянно развивается (переходит на более высокую ступень развития). В 1931 открыл специальное отделение для изучения мозга (главным образом проблемы цито- и миелоархитектоники). Председатель Венского общества психиатров (с 1928). Э. — один из пионеров австрийской авиации (с 1910 — президент аэроклуба).
Соч.: Die Cytoarchitektonik der Hirnrinde des erwachsenen Menschen, W.- B., 1925 (совм. с G. N. Koskinas). Zellaufbau der Grosshirnrinde des Menschen, B., 1927. Die Encephalitis lethargica, B.-W., 1929.
Лит.: Stransky Е., Constantin von Economo, в кн.: Grosse Nervenдrzte, Bd 2, Stuttg., 1959.
Г. В. Архангельский.

Эривань

Что такое Эривань

Эривань — описание в Энциклопедическом словаре

Эривань — название столицы Армении г. Ереван до 1936.

Значение слова «Эривань» по БСЭ

Эривань — до 1936 название г. Ереван, столицы Армянской ССР.

Эритрейское море

Что такое Эритрейское море

Определение слова Эритрейское море по словарю Брокгауза и Ефрона

Эритрейское море — древнее название Красного моря.

Эритрея

Что такое Эритрея

Эритрея — описание в Энциклопедическом словаре

Эритрея — (Государство Эритрея) — государство на северо-востоке Африки.Омывается Красным м. Площадь 93,7 тыс. км2. Население ок. 3,5 млн.человек, главным образом тиграи, тигре, афар и др. Официальный язык -тигринья. Верующие — главным образом христиане-монофисты имусульмане-сунниты, есть католики и протестанты.Административно-территориальное деление: 10 провинций. Столица — Асмэра.Глава государства — президент. Законодательный орган — Национальнаяассамблея. Территория большей частью гористая. Эритрическое плато, высотадо 3248 м (г. Асимба). на юго-востоке- впадина Афар. Климатсубэкваториальный, пустынный. Один из самых жарких районов Земли.Среднегодовые температуры от 23 до 37 .С, максимальная — 45 .С, осадков50-200 мм в год. Растительность полупустынная и пустынная. В 13-16 вв.большая часть современной Эритреи принадлежала Эфиопскому государству. В1882 к Италии перешел порт Асэб на побережье Красного м., в 1885 — портМассауа и ряд других пунктов побережья. По неравноправному договору сЭфиопией 1889 к Италии отошли некоторые территории Сев. Эфиопии, включаярайон Асмэры. В 1890 Италия объединила все свои владения на Красном м. вколонию Эритреи (от латинского Mare Erythraeum — Красное море).Итало-эфиопский договор 1896 закрепил границы Эритреи. С 1935 Эритреявместе с Эфиопией — в составе колонии Итальянская Восточная Африка. Квесне 1941 Эритрея была освобождена англо-эфиопскими войсками. до 1952управлялась английской военной администрацией. В 1952 Эритрея былаприсоединена к Эфиопии на федеративных началах. В 1962-87 Эритрея -провинция, затем административный район Эфиопии. С 1950-х гг. в Эритрееразвернулась вооруженная борьба за отделение от центральногоправительства, которую возглавил Народный фронт освобождения Эритреи. В1991 повстанцы освободили Асмэру. В апреле 1993 провозглашенанезависимость Эритреи.Основа экономики — сельское хозяйство (ок. 80%занятого населения, 50% ВВП и ок. 60% экспортной продукции). ВНП на долюнаселения 115 дол. в год. Растениеводство (ячмень, просо, пшеница,кукуруза, кофе и др.). Животноводство (крупный рогатый скот, козы, овцы,верблюды). Основные отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая,текстильная, кожевенно-обувная, швейная, химическая, деревообрабатывающая,цементная, пищевая. Денежная единицаэфиопский бырр.

Значение слова «Эритрея» по БСЭ

Эритреяпровинция Эфиопии. Площадь 118 тыс.км2, население 2,07 млн. человек (1974). Административный центр — г. Асмара (Асмэра). С начала н. э. территория Э. входила в состав Аксумского царства. В 13-16 вв. большая часть ее принадлежала эфиопскому государству. В 1557 турки-османы заняли эритрейский порт Массауа, откуда проникали в глубь территории Э. В 1868 турецкий султан передал власть над Массауа хедиву Египта. В 1882 Италия приобрела порт Ассаб (Асэб), в 1885 захватила Массауа. В 1890 захваченные Италией земли были объединены в колонию Э. В 1941-52 Э. управлялась английской администрацией. В 1952 по решению Генеральной Ассамблеи ООН 1950 Э. стала автономной единицей, состоящей в федерации с Эфиопией. В ноябре 1962 законодательное собрание Э. под давлением центрального правительства приняло решение об упразднении федерации и объединении Э. с Эфиопией. В 70-х гг. в Э. усилилось сепаратистское движение. происходили кровопролитные столкновения между вооруженными сепаратистами и эфиопскими войсками.
Лит.: Trevaskis G. К. N., Eritrea. A colony in transition: 1941-52, L., 1960.

Эритрулоза

Что такое Эритрулоза

Определение слова Эритрулоза по словарю Брокгауза и Ефрона

Эритрулоза — см. Эритрит.

Эдзин-Гол

Что такое Эдзин-Гол

Эдзин-Гол — описание в Энциклопедическом словаре

Эдзин-Гол — река на севере Китая. см. Жошуй.

Значение слова «Эдзин-Гол» по БСЭ

Эдзин-Голвторое название р. Жошуй в Китае.

Эрман, Мартын

Что такое Эрман, Мартын

Определение слова Эрман, Мартын по словарю Брокгауза и Ефрона

Эрман, Мартын (Ehrmann) — австрийский фармаколог и химик (1795—†). В 1824 г. он получил кафедру фармакологии в венском университете, а в 1836 г. сделался профессором в ольмюцском университете. Напечатал: "Die St &ouml.chiometrie auf eine leichtfassliche Weise ohne Beihilfe algebraischer Berechnungen erl&auml. utert"" (Вена, 1828). "Handbuch der pharmaceutischen Chemie" (Вена, 1826—28. 2-ое изд., ib., 1832—33, под заглавием: "Lehrbuch der Pharmacie"). "Tabellen zur pharmac. Chemie" (ib., 1829. 3-е изд., 1855). "Systematische Zusammenstellung der in die neue Pharmacop &ouml. e aufgenommenen Mercabilia" (Вена, 1857) и др.

Эрмитаж

Что такое Эрмитаж

Определение слова Эрмитаж по Ефремовой

Эрмитаж — Загородный дом, парковый павильон и т.п., предназначенные для уединенного времяпрепровождения.

Эрмитаж — описание в Энциклопедическом словаре

Эрмитаж — в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения) — одиниз крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной,древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Зап. и Вост.Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русскойкультуры 8-19 вв. Реставрационный отдел. Здания Эрмитажа — Зимний дворец(1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитекторЖ. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен),Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр(1783-87, архитектор Джиакомо Кваренги) — выдающийся архитектурныйансамбль.

Определение слова Эрмитаж по словарю Даля

Эрмитаж
м. франц. (келья, жилье отшельника) основанное Екатериной II собранье редкостей и драгоценностей, при дворце. В Москве есть сад Эрмитаж.

Значение слова «Эрмитаж» по БСЭ

Эрмитаж — Эрмитаж (франц. ermitage — жилище отшельника, уединённый уголок, от ermite — отшельник)
название многих загородных вилл, парковых павильонов и т. д. (например, Э. в Екатерининском парке в г. Пушкине, 1743-54, архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли и др.). Э. были названы в середине 18 в. залы Зимнего дворца в Петербурге, где размещались художественные коллекции и куда допускались лишь избранные лица. Позже название перешло на выстроенные рядом с дворцом музейные здания и на сам музей в Ленинграде (см. Эрмитаж Государственный).


Эрмитаж — Государственный — художественный и культурно-исторический музей в Ленинграде, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В. В. Растрелли, 1754-62), Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот, 1764-67) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771-87), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783-87) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839-52). Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся
«Эрмитаж» (от французского ermitage — место уединения. позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций Э. происходило и в 19 в., когда в Э. стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции.
Э. играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание — Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Э. была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920. После Октябрьской революции 1917 коллекция Э. значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др., музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Э., организация новых отделов. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 значительная часть коллекций Э. была эвакуирована в Свердловск, но в Э. продолжалась научная и музейная работа. Ныне Э. состоит из 8 отделов: первобытной культуры. античного мира. культуры народов Востока. истории русской культуры (включающий «Галерею 1812 года» — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812).
нумизматики. западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса. собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена. коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства). научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу. реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Э. ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев. Награжден орденом Ленина (1964).
Лит.: Бенуа А., Путеводитель по картинной галерее имп. Эрмитажа, СПБ, 1911. Эрмитаж за 200 лет (1764-1964). История и состав коллекций, работа музея, Л. — М., (1966). Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976.
Б. Б. Пиотровский.

Эрнести, Иоганн Август

Что такое Эрнести, Иоганн Август

Определение слова Эрнести, Иоганн Август по словарю Брокгауза и Ефрона

Эрнести, Иоганн Август — немецкий писатель (1707—1781), профессор классической филологии и теологии в лейпцигском университете. Обработал много образцовых изданий классиков (Ксенофонта, Аристофана, Гомера, Полибия, Светония, Тацита, Цицерона и др.). Прозванный "немецким Цицероном" за свой латинский язык, Э. написал: "Clavis Ciceroniana" (6 изд., 1831). "Initia doctrinae solidioris" (1736). "Opuscula varii argumenti" (1794). "Opuscula oratoria" (1762). "Opusculorum oratoriorum novum volumen" (1791). Из богословских его сочинений выделяются: "Anti-Muratorius" (1755). "Opuscula theologica" (1773 и 1792). "Opuscula philologo-critica" (1762). "Institutio interpretis Novi Testamenti" (1809).

Эродироваться

Что такое Эродироваться

Определение слова Эродироваться по Ефремовой

Эродироваться — 1. Подвергаться эрозии (1*).
2. Страд. к несов. глаг.: эродировать.

Определение слова Эродироваться по словарю Ушакова

ЭРОДИРОВАТЬСЯ
эродируюсь, эродируешься, несов. (геол.). Страд. к эродировать.

Эрро

Что такое Эрро

Определение слова Эрро по словарю Брокгауза и Ефрона

Эрро (Juan-Bautista Erro y Aspiroz) — испанский ученый первой половины XIX в. Написал: "Alfabeto de la Jengua primitiva de Espa &ntilde.a y explicacion de sus m&aacute. s antiguos monumentos, inscripciones y medallas" (Мадрид, 1806) и "El mundo primitivo &oacute. ex&aacute.men filos&oacute.fico de la antig&uuml.edad y cultura de la naci on vascongada" (ib., 1815), где старался доказать, что язык басков есть именно тот, на котором говорили первобытные люди. Оба эти труда изданы в английском переводе под заглавием "Alphabet of primitive language" (Бостон, 1829).

Эротомания

Что такое Эротомания

Определение слова Эротомания по Ефремовой

Эротомания — 1. Чрезмерно повышенная половая возбудимость.
2. Психическое расстройство на эротической почве.

Определение слова Эротомания по Ожегову

Эротомания — Болезненно повышенная сексуальность, половая возбудимость

Определение слова Эротомания по словарю медицинских терминов

эротомания (erotomania. эрото- мания. син. гиперафродизия) — патологически повышенное половое влечение. часто сопровождается половыми извращениями.

Определение слова Эротомания по словарю Ушакова

ЭРОТОМАНИЯ
эротомании, мн. нет, ж. (см. эрос и мания). 1. Болезненно обостренная половая возбудимость, психическое расстройство на эротической почве (мед.). Страдать эротоманией. 2. То же, что эротизм (книжн.).

Определение слова Эротомания по словарю Брокгауза и Ефрона

Эротоманиялюбовное помешательство — один из видов так называемого первичного сумасшествия или паранойи (см.). См. также Мономания.

Эсаул

Что такое Эсаул

Определение слова Эсаул по словарю Брокгауза и Ефрона

Эсаул — см. Есаул.

Эротично

Что такое Эротично

Определение слова Эротично по Ефремовой

Эротично — Соотносится по знач. с прил.: эротичный (2).