Что такое - Зарянко

Что такое Зарянко

Зарянко — описание в Энциклопедическом словаре

Зарянко — Сергей Константинович (1818-70) — российский живописец. ПрофессорМосковского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1856). Точность иматериальность письма венецианской школы (портрет О. А. Петрова, 1849) впроизведениях Зарянко постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом.

Определение слова Зарянко по словарю Брокгауза и Ефрона

Зарянко (Сергей Константинович) — живописец-портретист (1818-1870). воспитывался в 3-й СПб. гимназии и с детства выказывал художественные способности. Начальными познаниями своими был обязан весьма посредственному живописцу Аврорину. А. Венецианов способствовал определению З. в вольноприходящие ученики Имп. акд. художеств и сделался сам руководителем его в живописи. Своею специальностью З. избрал вначале перспективную живопись. Получив в продолжение академического курса две серебряные медали, малую и большую, он был удостоен в 1838 г. звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды. В 1843 г. за картину "Внутренность Морского Никольского собора" получил звание академика. Переселившись вскоре за тем в Москву, занимался так исполнением образов для разных церквей и преподаванием рисования. Перейдя в СПб., впервые серьезно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849 г. явились два великолепных портрета его работы, ген. Ломновского и певца О. Петрова, доставившие ему сразу громкую известность в публике. В 1850 г. за портреты гр. Ф. П. Толстого и ротмистра Хвостова Академия присудила ему звание профессора. В 1856 г. он поступил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества инспектором и старшим проф. живописи — должности эти З. занимал до смерти. Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению физиономий, хотя и более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики и выражения. Всего написано им до сотни портретов, из которых, сверх вышеупомянутых четырех, наиболее достойны внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича и государя императора в бытность его вел. князем, портреты ДСС. Турчанинова, г. Доливо-Добровольского, кн. и княг. Абамелик, г-жи Лапиковой, гр. А. А. Закревского, гр. И. М. Толстого, кн. С. М. Голицына, П. А. Тучкова, гр. С. Г. Строганова, гр. П. А. Шувалова и гр. В. А. Адлерберга. Из перспективных картин З. образцовыми в своем роде могут считаться, кроме вида Никольского собора, доставившего ему степень академика, виды тронной залы в Зимнем дворце и залы училища правоведения, с портретами проф. и воспитанников этого заведения. Как наставник в Моск. училище живописи и ваяния, З. много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почетной известности, каковы, напр., В. Перов, И. Прянишников, В. Пукирев, В. Шервуд и Л. Жодейко. Замечательно, что он с давних пор видел только одним глазом, так как в другом вследствие болезни образовалась темная вода. А. С-в.

Значение слова «Зарянко» по БСЭ

Зарянко — Сергей Константинович [24.9(6.10).1818, Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области, — 20.12.1870 (1.1.1871), Москва], русский живописец. Учился у А. Г. Венецианова (середина 1830-х гг.) и в петербургской АХ (1834). с 1843 академик С 1856 профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В произведениях З. точность и материальность письма, идущие от венециановской школы (виды интерьеров: портреты О. А. Петрова, 1849, и Ф. П. Толстого, 1850, — оба в Русском музее, Ленинград), постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом (портреты Н. В. Сокуровой, 1854, Русский музей, и П. Пономарёва, 1855, Третьяковская галерея). У З. учились В. Г. Перов, В. Е. Маковский и др.
Лит.: Смирнов Г. В., С. К. Зарянко, М., 1951. Алексеева Т., Художники школы Венецианова, [М.], 1958.
С. К. Зарянко. «Внутренний вид Морского Никольского собора». 1843. Русский музей. Ленинград.

РубрикиЗ