Суждение

Определение слова Суждение по Ефремовой

Суждение — 1. Мнение о чем-л. // Заключение, решение.
2. Форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, одно из которых — субъект — определяется и раскрывается через другоепредикат (в логике).

Определение слова Суждение по Ожегову

Суждение — Форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых о дно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат)


Суждение Мнение, заключение Lib

Суждение — описание в Энциклопедическом словаре

Суждение — то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующийотношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный субеждением или сомнением в ее истинности или ложности.

Определение слова Суждение по Психологическому словарю

Суждение — Суждениевыражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме.

Определение слова Суждение по Логическому словарю

Суждение —  — мысль, выражаемая повествовательным предло­жением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психоло­гического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка. сообщение о том, что некоторое С. высказывалось в определенной ситуации, не нуждается в указа­нии, какой при этом использовался язык. Одно и то же С. может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков. Так, фраза «Плавт сказал, что человек челове­ку волк» сообщает, какое С. высказал Плавт, но ничего не гово­рит о том, каким он пользовался языком. Эта мысль может быть выражена как на русском, так и на других языках. Если же мы говорим о том, что какое-то С. высказывалось кем-то, мы не су­меем передать свою мысль, пока не укажем, какой при этом упот­реблялся язык. Верно, что Плавт высказал предложение «Homo homini lupus est», но неверно, что он произнес когда-то предложе­ние «Человек человеку волк». С. можно охарактеризовать как то общее, что имеют два предло­жения, являющиеся правильными переводами друг друга. Термин «С.» широко использовался логикой традиционной. В со­временной логике обычно пользуются термином «высказывание», обозначающим грамматически правильное предложение, взятое вме-   сте с выражаемым им смыслом (см.: Высказывание, Высказывание дескриптивное, Оценочное высказывание).

Определение слова Суждение по словарю синонимов

Суждение — предложение

Определение слова Суждение по словарю Ушакова

СУЖДЕНИЕ
суждения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). С общего сужденья приговорили. Крылов . Длительное суждение о деле. 2. Мнение. заключение. Не смею моего сужденья произнесть. Грибоедов . В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Грибоедов . 3. В логике — форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, из к-рых одно (предикат) определяет и раскрывает содержание другого (субъекта. филос.). Настало время, говорит Энгельс, когда человеческий мозг развился настолько, что мог высказать суждение: трение есть источник теплоты.

Определение слова Суждение по словарю Даля

Суждение
суженый, см. судить

Определение слова Суждение по словарю Брокгауза и Ефрона

Суждение (judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта С. следует различать его выражение (enunciatio). обыкновенно С. называют самый результат сознательного синтеза, т. е. словесное выражение его, но это неправильно, ибо представляет смешение акта с его обнаружением, причем самое обнаружение понято слишком узко. С. может быть выражено и не в словах, а, напр., в знаках, в музыкальных звуках, в математической формуле. Различные определения суждения могут быть сведены к двум: формальному и индуктивному. Формальное определение рассматривает С. как отношение между двумя понятиями (или представлениями), причем это отношение может быть различным, а именно одно понятие может включать в себя другое, или может выражать лишь сравнение, или, наконец, может утверждать уравнение двух понятий, заключенных в С. (ср. учение о квантификации суждения английских логиков). Индуктивная логика рассматривает С. как выражение действительного сосуществования, или преемственности идей. Формальное определение обращает большее внимание на субъективный процесс, выражающийся в С., индуктивноеисключительно на объективную цель, содержание С. В каждом С. мы различаем те два (или более) элемента сознания, которые ставятся в связь, и самый синтез их. в предложении эти элементы носят название подлежащего, сказуемого и связки. Безличных С. нет. бывают лишь безличные предложения. С., в сущности, есть единственный предмет логики, так как умозаключение есть не что иное как осложнение и распространение С., а понятие есть лишь результат деятельности С.. потому изложение логики следовало бы начинать с учения о С. Обычное деление С.: а) по их происхождению — на априорные и апостериорные (априорные — всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта. апостериорные — случайны и заимствованы из опыта). b) по характеру проявляемой в них деятельности сознания — на аналитические и синтетические (синтетическими С. называются такие, в которых в сказуемом прибавляется новый признак, не имеющийся в подлежащем. аналитическими же — такие, в которых сказуемое повторяет лишь признак, заключенный уже ранее в подлежащем). с) по обширности их содержания — на общие, частные, единичные. d) по степени уверенности, с которой известное С. выражается (или по модальности), — на действительные, возможные и необходимые. e) по составу — на простые и сложные (те и другие могут быть категоричными, условными и разделительными). f) по характеру — на утвердительные, отрицательные и бесконечные (в которых отрицание относится не к сказуемому, а к логическому подлежащему). g) по взаимоотношению — на С. подчиненные, противоречащие, противоположные (об этом ср. Силлогизм). h) наконец, по их содержанию, или смыслу. Это обычное деление С. принадлежит главным образом Канту. Деление С. на априорные и апостериорные, на аналитические и синтетические касается гносеологии, а не логики. это деление затрагивает самые важные вопросы теории познания, которые в данном случае решены в смысле критической философии. между тем, эмпирик не станет признавать априорных С., считая все суждения одинаково вытекающими из опыта. точно так же психолог признает все С. синтетическими и будет утверждать, что даже в тождественном С. (напр. человек есть человек) определяющее обозначает не то же, что обозначаемое, а старается обратить внимание на какую-либо сторону логического подлежащего. Исчерпать содержание, или смысл, С. можно только в том случае, если с определенной философской точки зрения будут установлены категории, или высшие сказуемые. таким образом, и это деление не относится непосредственно к логике, а принадлежит философии. Чисто логическим характером деления суждений отличаются те, которые обозначены выше под буквами с, d, e, f, g. Э. Р.

Значение слова «Суждение» по БСЭ

Суждение — 1) то же, что Высказывание. 2) Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного и сопряжённый обычно с психологическим состоянием убеждённости или веры. Отражая глубинную семантику речи (и «языкового мышления» вообще),
С. в этом смысле, в отличие от высказывания, всегда модально и носит оценочный характер.
Если сказанное оценивается только по истинностному значению (модус утверждения: «A — истинно» или «A — ложно»), С. называется ассерторическим. Если утверждается возможность (истинности) сказанного (модус утверждения:
«A — возможно (истинно)» или «возможно, что A (истинно)»), С. называется проблематическим. Когда же утверждается необходимость (истинности) сказанного (модус утверждения: «A необходимо (истинно)» или «необходимо, что A (истинно)»), С. называется аподиктическим.
Допустимы, конечно, и иные оценки сказанного, например «A — прекрасно» или «A — неудачно», но такого рода С. пока не нашли формального выражения и изучения в какой-либо логической теории.
В классической логике единственный способ оценки сказанного сводится к первому рассмотренному выше случаю, несказанное и ассерторическое утверждение сказанного, как показывают табл. (1) и (2), с точки зрения этой логики — неразличимы:





АА — истинно  ¬АА — ложно
ИИ(1)ЛЛ(2)
ЛЛИИ

Поэтому в классической логике термины «С.» и «высказывание» синонимичны и как самостоятельные объекты исследования С. не выделяются. Предметом специального изучения С. фактически становятся только в модальной логике.
Лит.: Чёрч А., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, §04.
М. М. Новосёлов.

РубрикиС