Существование

Определение слова Существование по Ефремовой

Существование — 1. Наличие, факт бытия кого-л., чего-л.
2. Жизнь, бытие.
3. Бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни.

Существование — описание в Энциклопедическом словаре

Существование — в истории философии — понятие, обозначавшее наличноебытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, ноопытом.2) Центральная категория экзистенциализма.

Определение слова Существование по словарю Ушакова

СУЩЕСТВОВАНИЕ
существования, ср. 1. только ед. жизнь, бытие. Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. Тургенев . Есть много средств сделать человеческое существование постылым. Салтыков-Щедрин . Покончить (земное) существование (умереть. книжн.). Отравить (всё) существование кому-н. (помешать кому-н. жить или чувствовать себя спокойно, сделать кому-н. жизнь несносной). Прекратить существование (перестать существовать, умереть). Жалкое существование. Остаться без средств к существованию. || То, что имеется в наличии, что существует. Когда я начинал новый труд, я совершенно не помнил о существовании Записок одного молодого человека. Герцен . В первый же год своего существования предприятие добилось больших успехов. Прекратить существование (перестать существовать, быть). 2. То же, что существо во 2 знач. (книжн. редко). Умолкла Ольга Афанасьевна, а за нею умолк и весь дом, словно мгла опустилась на

Значение слова «Существование» по БСЭ

Существование — [позднелат. ex (s) istentia, от лат. ex (s) isto — существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.
Английский Эмпиризм 17-18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте — источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве мышления и бытия: С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта. однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологическое значение С. непознаваемой
«вещи в себе», которое принципиально невыводимо логически, так как невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).
Принципиально новый категориальный смысл С. получает у С. Кьеркегора. Он противопоставляет рационализмучастности, Гегеля) понимание С. как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,- единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., то есть от судьбы.
В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в Экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центральное место. С. (то есть экзистенция. отсюда сам термин «экзистенциализм»)
трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь С. с транцендепцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С. — не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым
«пограничным ситуациям» (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С.
Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе. См. ст. Бытие и литературу при ней.
П. П. Гайденко.

РубрикиС