Санкция

Определение слова Санкция по Ефремовой

Санкция — 1. Утверждение чего-л. высшей инстанцией. разрешение.
2. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей соглашение, договор. // Определенная мера воздействия, наказания по отношению к провинившейся стороне.

Определение слова Санкция по Ожегову

Санкция — Мера, принимаемая против стороны, нарушившей соглашение, договор


Санкция Та или иная мера воздействия по отношению к правонарушителю Spec


Санкция Утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение Lib

Санкция — описание в Энциклопедическом словаре

Санкция — (от лат. sanctio — строжайшее постановление) -1) мера воздействия,важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции,направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции,стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. Формальныесанкции налагаются официальным общественным или государственным органом.неформальные — проявляются через реакцию членов группы, друзей и т. д.2)Государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм иправил.3) Часть правовой нормы, содержащая указание на мерыгосударственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы.4) Вмеждународном праве — меры воздействия, применяемые к государству принарушении им своих международных обязательств или норм международногоправа.5) Утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение.

Определение слова Санкция по словарю Ушакова

САНКЦИЯ
санкции, ж. (латин. sanctio — освящение). 1. Признание законности какого-н. явления, утверждение чего-н. высшей инстанцией (право). Для того, чтобы распоряжение вступило в силу, нужна санкция заведующего. 2. перен. Одобрение (книжн.). Дать свою санкцию на что-н. или чему-н. 3. Условие, обеспечивающее выполнение закона, договора (право). || преимущ. мн. В международном праве — мероприятия, репрессии против стороны, нарушающей свои обязательства, договоры (нов. полит.). Экономические санкции. Военные санкции.

Определение слова Санкция по словарю Брокгауза и Ефрона

Санкция (лат.): — 1) утверждение законопроекта главою государства. В конституционных государствах глава государства, отказывая в утверждении законопроекта, принятого представительным собранием, осуществляет свое право вето (см.). О моменте утверждения см. Обнародование закона. — 2) Та часть закона, которой ограждается исполнение его. Содержанием санкция является, прежде всего, признание действий, нарушающих закон, ничтожными или оспоримыми (см. Действительность юридических актов). Законы с такой С. назыв. совершенными (leges perfectae). Для таких норм, по отношению к которым признание правонарушительного действия оказывается недостаточным, устанавливается С., связывающая с этим действием невыгодные для совершителя его последствия (гражданское взыскание в пользу потерпевшего, наказание, налагаемое государственной властью в интересах общественных). Законы, снабженные такой С., назыв. leges plus q uam perfectae. Если С. закона заключается в том, что нарушение его влечет за собой невыгодные для правонарушителя последствия (напр. штраф за неоплату заемного обязательства гербовым сбором), но при этом самое действие, соединенное с нарушением закона, сохраняет свою юридическую силу, то такого рода законы назыв. leges minus quam perfectae. Наконец, законы, не имеющие С., т. е. законы, последствия нарушения которых вовсе не определены, называются несовершенными (leges imperfectae). К числу последних принадлежит большая часть норм публичного права. Предполагается, что соблюдение норм публичного права ограждается надлежащей организацией властей, призванных осуществлять их. но ввиду недостаточности такой гарантии граждане по мере упрочения в управлении начал правомерности приобретают право административного иска, направленного к признанию незаконных распоряжений администрации недействительными. Этим путем значительная часть норм публичного права из несовершенных превращается в совершенные. О С. в уголовн. законодательстве — см. Мера наказания.

Значение слова «Санкция» по БСЭ

Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление)
в праве, 1) государственно-предохранительная мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определённые неблагоприятные последствия. Советское государство, устанавливая в законе и применяя С., воспитывает у членов общества сознание необходимости соблюдения правовых предписаний, побуждает их к определённому поведению, охраняет правопорядок и обеспечивает тем самым соответствующее развитие общественных отношений. В зависимости от характера мер воздействия на правонарушителя и применяющих их органов С. делятся на: уголовно-правовые, применяемые только судом (например, Лишение свободы, Ссылка, высылка, исправительные работы). административно-правовые, применяемые милицией, органами народного контроля, государственными инспекциями (например, Штраф, административный арест). дисциплинарно-правовые, применяемые администрацией и должностными лицами в отношении подчинённых по службе (например, замечание, выговор, смещение на низшую должность, увольнение). имущественные, применяемые судом, арбитражем (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной и обращение полученной выгоды в доход государства, уплата неустойки).
Имущественная С. может быть назначена как самостоятельная мера наказания или в сочетании с какой-либо другой С. 2) Структурная часть правовой нормы, содержащая указание на возможные меры государственного воздействия на нарушителя данной нормы. Это — юридическая гарантия достижения целей правового регулирования, предотвращения и искоренения правонарушений.
Для советского права характерна тенденция к установлению определённых (т. е. точно указывающих характер и объём меры воздействия на правонарушителя) или относительно-определённых С. (т. е. указывающих характер, минимальный и максимальный объём меры воздействия). Неопределённых С., т. е. предоставляющих должностным лицам возможность по своему усмотрению избирать меру воздействия и произвольно определять её объём, советское правоотличие от буржуазного права) не знает. 3) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры в отношении лица, подозреваемого в преступлении (например, заключение под стражу, залог, Обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции).
Л. Ф. Щебанов.
4) В международном праве — меры воздействия, применяемые к государству в случаях нарушения им своих международных обязательств или норм международного права (см. Деликт). Одним из основных начал современного международного права является принцип ответственности государства, согласно которому государство обязано исправить ущерб, причинённый его противоправными действиями. за эти действия к нему могут быть применены соответствующие С. Юридические последствия, которые наступают в случае совершения государством преступления и простого международного правонарушения, неодинаковы. При правонарушении, наносящем ущерб какому-либо государству (или группе государств), государство-правонарушитель обязано восстановить нарушенные права или предоставить соответствующее удовлетворение. При причинении материального ущерба восстановление нарушенных прав осуществляется главным образом в форме Репарации или реституции.
В случае международных преступлений, представляющих посягательство на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу государств, к государству-правонарушителю должны быть сразу применены С., которые могут включать в качестве самой крайней меры военное принуждение (так называемые принудительные меры по Уставу ООН). Такие меры применяются только по решению Совета Безопасности ООН в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Принудительные меры по Уставу ООН — это прежде всего политические меры, которые Совет Безопасности может применить по своему усмотрению для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Они приобретают характер С. только в том случае, если Совет Безопасности определит наличие акта агрессии или специально укажет, какая сторона виновна в нарушении мира или угрозе миру.
Наряду с принудительными мерами, Устав ООН содержит ряд постановлений, которые следует рассматривать в качестве С. (о приостановлении прав и привилегий государств — членов ООН в случае применения против них превентивных или других принудительных мер. об исключении государства из членов ООН в случае систематического нарушения принципов Устава и др.).
В. И. Менжинский.

РубрикиС