Роман

Определение слова Роман по Ефремовой

Роман — Большое по объему повествовательное художественное произведениеобычно в прозе — со сложным сюжетом.


Любовные отношения между мужчиной и женщиной.

Определение слова Роман по Ожегову

Роман — Любовные отношения между мужчиной и женщиной


Роман Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма этической прозы

Роман — описание в Энциклопедическом словаре

Роман — Римский (ум. 258) — воин, обращенный в христианствосвященномучеником Лаврентием Римским. Пострадал вместе с ним в гонениеимператора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа.


(Roman) — город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985).Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищеваяпромышленность.


(франц. roman) — литературный жанр, эпическое произведение большойформы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личностив ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера исамосознания. Романэпос нового времени. в отличие от народного эпоса,где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности иобщественная жизнь предстают как относительно самостоятельные. но»частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е.с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романнаяситуация — столкновение в герое нравственного и человеческого(личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку романразвивается в новое время, где характер взаимоотношений человека иобщества постоянно меняется, постольку его форма по существу является»открытой»: основная ситуация всякий раз наполняетсяконкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различныхжанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман.В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман(Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж.Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В.Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпохасоциально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль,О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский). Среди мировых имен писателей 20 в. романисты: Р. Роллан, Т.Манн, М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Дж. Голсуорси, У. Фолкнер, ГарсиаМаркес, В. В. Набоков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. См. также «Новыйроман».


Самосатский (ум. 297) — христианский мученик, пострадавший в г.Самосаты (в Сирии) в гонение императора Диоклетиана. Память в Православнойцеркви 29 января (11 февраля).

Определение слова Роман по словарю Ушакова

РОМАН, романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. Безнадежная любовь — это только в романах. Чехов. Бытовой роман. Авантюрный роман. Плутовской роман. Исторический роман создан Вальтер-Скоттом. Психологический роман. Евгений Онегин — роман в стихах. 2. Любовные отношения, любовная связь между мужчиной и женщиной (разг.). У нее с ним роман (Герой) не моего романа. Грибоедов. Дарья Гавриловна, в молодости имевшая роман с секретарем магистрата. Горбунов.

Определение слова Роман по словарю Даля

Роман
м. барс, таран, баран, стенобойное орудие, подвешенное, лежачее бревно, иногда с оковкой, для боя по уровню, как копер служит для боя отвесом. Романовка ж. речное судно, ладья, прозванное по городу, яросл. И в арх. романовки перевозят лес с лесопильного завода.


Роман
м. немецк. франц. сочиненье в прозе, содержащее полный округленный рассказ вымышленного, или украшенного вымыслами случая, события. Романист и -тка,. писатель романов. Романический, в роде, по обычаю романов. говор. более о любовных похожденьях. Романтизм, романтический, говор. об изящных сочинениях: вольный, свободный, не стесненный условными правилами. подражающий быту, либо природе, противопол. классицизм, классический. Романс, песня, лирическое стихотворенье для пенья с музыкой.

Значение слова «Роман» по БСЭ

Роман — Роман (Romanуs)
В Византии. Наиболее значительны: Р. I Лакапинн (умер 15.6.948, остров Проти), император в 920-944. Из армянских крестьян. Дослужился до начальника императорского флота. С 919 регент при несовершеннолетнем императоре Константине VII, за которого в том же году выдал замуж свою дочь. В 920 стал соправителем императора, фактически узурпировав всю власть. Представлял интересы столичной чиновной знати. Стремился помешать обезземеливанию свободных крестьян, которые являлись основными налогоплательщиками и несли военную службу государству (новеллы 934, 943). Вёл войны с Болгарией. после смерти болгарского царя Симеона (927) распространил византийское влияние на Болгарию и поставил в зависимость сербские земли. Р. I укрепил армию, что способствовало победам Византии в войнах с арабами (в 924 разбит арабский флот и восстановлено византийское господство в Эгейском море, в 934 отвоёвана у арабов Мелитена, в начале 40-х гг. — Мартирополь, Дара, Амида, Нисибис). В 941 отразил нападение киевского князя Игоря на Византию, в 944 заключил мирный договор с Русью. В конце 944 Р. I был низложен сыновьями. Умер в ссылке.
Лит.: Runciman S., The emperor Romanus Lecapenus and his reign, Camb., 1963.
Р. IV Диоген (умер летом 1072), император в 1068-71. Из каппадокийской знати. После смерти императора Константина Х Дуки (1067) организовал заговор против вдовы Константина Х Евдокии, был схвачен, привезён в Константинополь, приговорён к смертной казни. Помилованный Евдокией, получил должность главнокомандующего. Женившись на вдовствующей императрице, стал императором. Представлял интересы военной феодальной знати. Ему противостояла сильная оппозиция чиновной знати, возглавлявшаяся сыном Константина Х Михаилом Дукой. Р. IV успешно воевал с наступавшими сельджуками, но 19 августа 1071 потерпел поражение от войск султана Алп-Арслана под Манцикертом, сам попал в плен, из которого был отпущен на условиях выплаты ежегодной дани. В октябре 1071 низложен. Р. IV пытался вернуть престол, но Дуки его схватили и ослепили.
Г. Г. Литаврин.


Роман — Роман (франц. roman, нем. Roman)
разновидность Эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра — национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе. Сначала Р. называли повествовательные произведения, созданные на каком-либо романском языке, в отличие от других, написанных на латыни — литературном языке средневековья. Позднее, когда появились английский и немецкий Р., старое значение термина забылось, и он получил современное значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Р. (romances) называют только те из них, в которых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Р. называются novels. Преобладающая форма Р. — прозаическая, но издавна создаются и Р. в стихах.
В отличие от эпопеи с её интересом к становлению общества — к событиям и положительным героям национально-историческое значения, Р. проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в её собственной жизни и в её внешних и внутренних столкновениях со средой. Как новый жанр Р. исторически возникает и развивается тогда, когда в феодальном обществе с его строгой системой авторитарных норм — религиозных, сословных, корпоративных — начинают складываться условия для моральной свободы отдельной личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового,
«гуманистического» миросозерцания.
В Европе несколько Р. было создано ещё в позднюю пору (1-4 вв.) жизни античного общества (так называемый античный любовный Р., например «Эфиопика» Гелиодора), но настоящее развитие Р. началось только на подступах к западноевропейскому Возрождению, прежде всего — во французской литературе
12 в., откликавшейся на возникновение нового, «куртуазного» идеала — устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетическим переживаниям, которые особенно сильно проявлялись в любви к «прекрасной даме», избраннице сердца, и были ярким выражением
«личностного начала», дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература). Это привело к созданию многочисленных рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героическом эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.
Позднее, с 16-17 вв., «романические» интересы стали возникать у писателей из демократических слоев общества. сначала в испанской, а затем в древних западноевропейских литературах появились приключенческие Р., главными героями которых были активные выходцы из социальных низов. благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феодального общества, добиваясь там высокого положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (например, «Похождения Жиль Блаза» А. Р. Лесажа)
писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.
Оба вида Р. имели нечто общее в построении Сюжетов. Приключения рыцарей или «плутов» заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах. сюжет произведения был лишён «единства действия»
и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством главного героя и временной последовательностью. А по своеобразию художественного мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка Конфликтов обычно была благополучной.
Ещё в начале 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произведение, объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р., — «Дон Кихот» Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в великий Р., предваривший историю европейской романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века
«донкихотской ситуации» (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).
Приключенческий Р. разных видов возникал и развивался в ту историческую эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, которые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же — на подступах к буржуазным революциям — такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными общественными идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отдельных личностей, которое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену приключенческому Р. постепенно пришёл Р., в сюжете которого развивался единый конфликт — или между главными героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.
Первыми авторами Р. нового типа были английские и французские сентименталисты середины 18 в. Так, в «Юлии, или Новой Элоизе» (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствительная любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутренний протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.
В России приключенческие Р. возникли в безымянной литературе конца 17 — начале 18 вв. («Повесть о Василии Кориотском» и др.), а затем создавались низовыми демократическими писателями вплоть до «пушкинской» эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым русским Р. нового типа был
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина. на его традицию опирались многие романисты 19 в.
(М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).
Р. нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран — их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы
(«Евгений Онегин» Пушкина, «Отец Горио» Бальзака, «Тяжёлые времена» Диккенса). Такие Р. нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму («Утраченные иллюзии» Бальзака,
«Холодный дом» Диккенса, «Анна Каренина»
Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в «Человеческой комедии» Бальзака, «Ругон-Маккарах» Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к Реализму, вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках
(«Герой нашего времени» Лермонтова, «Мадам Бовари» Г. Флобера, «Идиот» Достоевского). Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.
В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Р. «критического» реализма продолжают многие писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Белль, У. Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности общественной жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном
«потоке сознания» героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологический «натурализм». Так возник в мировой литературе 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.. см. также «Новый роман»).
С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих революционное конкретно-историческое миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократические традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения гражданско-активной частью рабоче-крестьянских масс и демократической интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революционном движении, в гражданской борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это — Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма. В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму
(«Мать» М. Горького, «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как
«Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Кровь людская — не водица» М. А. Стельмаха, «Просвет в тучах» А. М. Упита, «Путь Абая» М. Ауэзова и др.. в зарубежных социалистических литературах —
«Мёртвые остаются молодыми» А. Зегерс, «Коммунисты» Л. Арагона, «Хвала и слава» Я. Ивашкевича.
Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа?, Избр. статьи, Л., 1939. Грифцов Б. А., Теория романа, М., 1927. Фокс Р., Роман и народ, пер. с англ., М., 1960. Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962. Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963. Мотылева Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966. Левидова И., Роман — в центре споров,
«Вопросы литературы», 1967, № 5. Бахтин М. М., Эпос и роман, «Вопросы литературы», 1970, № 1. Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972. Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975. Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965. Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967. Bourneuf R., Ouellet R., Lunivers du roman, P., 1972. Hilliebrand B., Theorie des Romans, Bd 1-2,
Mьnch., 1972 (лит.).
Г. Н. Поспелов.


Роман — Роман (Roman)
город на С.-В. Румынии, на р. Молдова, при впадении её в р. Сирет, в уезде Нямц. 46,7 тыс. жителей (1973). Завод стальных труб, машиностроительная, пищевая (сахарная, маслобойная) промышленность, производство стройматериалов.

РубрикиР