Что такое - Противодействие власти

Что такое Противодействие власти

Определение слова Противодействие власти по словарю Брокгауза и Ефрона

Противодействие власти (юрид.) — по субъекту деяния распадается на общее (со стороны всех граждан) и особенное (со стороны служащих). по способу действия — на пассивное (неповиновение, ослушание) и активное (сопротивление, восстание, принуждение). А. Общее П. власти. I. Пассивное. В своде законов уголовных ст. 260 содержала следующее неопределенное положение: "изобличенные в преступлениях противу властей, законом установленных, подвергаются наказанию по мере вины и преступления, ими учиненного". Это определение Уложение о наказаниях заменило рядом статей о неповиновении властям, которые, в свою очередь, заменены ст. 29 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, дающей общее правило, и ст. 29 1 (закон 1867 г.), 30 и 30 1 (закон 1878 г.), трактующими о частных видах ослушания. Из законодательств иностранных общее определение об ослушании содержат немногие (французское, голландское). большинство же говорит о нарушении постановлений органов власти по отдельным отраслям управления особо. Объектом ослушания могут быть: постановления, распоряжения или требования органов власти, — при условии формальной и внутренней их законности. сверх того, для состава проступка необходимо, чтобы данное неисполненное обращение органа власти не было простым повторением или напоминанием какого-либо поставленного под уголовную угрозу законодательного приказа или запрета, ибо в таком случае виновный будет отвечать за совершенное им преступное деяние, а не за ослушание. Под постановлениями, в смысле объекта П. власти, разумеются предписания, издаваемые уполномоченными на то органами власти, для обязательного руководства и исполнения по отношению к неопределенному количеству случаев и неопределенному числу лиц. под распоряжениями — словесные или письменные мероприятия, принимаемые органами власти по отношению к отдельному конкретному случаю или к ряду случаев однородных, в видах успешного осуществления возложенной на должностное лицо деятельности. под требованиями — прямые указания, предъявляемые определенному лицу по определенному поводу (Объяснения к проекту уголовного уложения, т. II, стр. 239). Столь существенное различие, особенно между первой и двумя последними формами обращения, ст. 29 мирового устава игнорируется. Закон говорит: "за неисполнение законных распоряжений, требований или постановлений правительственных и полицейских властей, а равно земских и общественных учреждений, когда сим уставом не определено за то иного наказания". Проект уголовного уложения неисполнение постановления предусматривает в ст. 97, а ослушание распоряжения или требования — в ст. 98. Ввиду формального характера проступка, ослушание по неосторожности равносильно умышленному и покушение юридически невозможно. Наказание по ст. 29 мирового устава — денежное взыскание не свыше 50 руб. (до закона 1883 г. было не свыше 15 руб.). Тот же размер сохранен и 97 ст. проекта. Частные виды: 1) ослушание требованиям полицейских и других стражей, равно волостных и сельских начальников, железнодорожных сторожей и других агентов железнодорожного управления (ст. 30 и 311) — денежное взыскание до 5 руб.. а когда ослушание оказано жандармам или полицейским служителям, назначенным для соблюдения порядка при многочисленном стечении народа — до 25 руб. или арест до 7 дней. 2) Неисполнение требования председателя общественного или сословного собрания об удалении из оного и нарушение порядка в собрании вообще, со стороны присутствующего постороннего лица (ст. 29 1) — денежное взыскание от 10 до 100 руб. В проекте оба эти вида охватываются ст. 98. наказания: нормальное — денежная пеня до 25 руб.. при особо перечисленных обстоятельствах — арест до 2 недель или денежная пеня до 100 руб. 3) Продолжение прений членами общественного или сословного собрания после объявления заседания закрытым (ст. 1424 уложения) — денежное взыскание от 25 до 100 руб., а предложившие такое нарушение подлежат исключению из собрания на срок от 3 до 9 лет. Настоящий случай особо оговорен и в проекте (ст. 99). II. Активное. Формы активного П., по важности их с уголовно-правовой точки зрения, представляют значительное разнообразие, соприкасаясь, с одной стороны, с оскорблениями органов власти, а с другой — с посягательствами на самый строй государства. Средневековые законодательства, имея преимущественно в виду эту вторую крайнюю сторону их выражения, относили деяния данного рода к государственным преступлениям. Но современное право проводит определенное различие между активным П. органам власти и мятежом или бунтом (см. соотв. статьи). Так, французский Code p &eacute. nal, обозначая термином r &eacute. bellion (восстание) всякое нападение или насильственное сопротивление органам власти, а равно и лицам, призванным для содействия им, например, военной силе, — противополагает ему термин s &eacute. dition, охватывающий посягательство на правительство вообще, нарушение государственной безопасности и возбуждение гражданской междоусобицы. Одинаково и русское действующее право не смешивает понятия "бунт" (раздел III Уложения о наказаниях — "о преступлениях государственных") с понятиями "восстание", "сопротивление" (раздел IV — "о преступлениях и проступках против порядка управления"). Германское право различает три общих вида активного П. власти: 1) сопротивление (Widerstand, Wides &auml. tzlichkeit) — т. е. нападение или оказание П. посредством физического насилия или угрозы таковым насилием, 2) принуждение (N &ouml. thigung) и 3) восстание (Aufruhr) — учинение П. многими лицами в составе сообщества. 1) Основная формасопротивление. Свод Законов уголовных, выделяя постановления о возмущении, в отношении собственно сопротивления различал, было ли оно учинено вооруженной рукой или нет. кроме того, особо трактовались случаи, подлежавшие ведению военного суда: сопротивление при усмирении крестьян, при выемке корчемных соли и вина и др. Уложение о наказаниях в основу своих определений положило различие между сопротивлением общим мерам правительства (когда виновные хотели оказать препятствие исполнению каких-либо общих, до всего государства или целого края касающихся действий правительства) или восстанием (см.) и сопротивлением частным или в узком смысле (когда оно имело цель частную, например, препятствие исполнению судебного приговора). Понятие частного сопротивления обнимает: во-первых, активное П. исполнению судебных определений или иных постановлений и распоряжений властей, правительством установленных. во-вторых, таковое же П. законным действиям чиновника в отправлении его должности (ст. 270). По наказуемости закон различает: сопротивление, оказанное двумя или тремя совместно действовавшими лицами, или хотя одним лицом, но с оружием и с употреблением насилия, — каторга до 6 лет, или поселение или ссылка на житье, или отдача в исправительные арестантские отделения. сопротивление, оказанное лицом невооруженным, но дозволившим себе притом побои или иное явное действиями насилие, — высшие исправительные наказания или заключение в тюрьме от 2 месяцев (ст. 271). Особо упомянуты: соглашение нескольких лиц не исполнять предписание властей или уклоняться от исправления повинностей (ст. 273) — заключение в тюрьме. подстрекательство к сопротивлению, путем писем, сочинений, публичных речей и ложных слухов (ст. 274) — ссылка на поселение, а когда учиненное произвело важное нарушение порядка — каторжные работы от 6 до 8 лет. Кроме приведенных, сосредоточенных в главе 1-й раздела IV-го, постановлений о сопротивлении, в уложении и в уставах таможенном и об акцизных сборах имеется еще длинный ряд других статей, говорящих о том же предмете, например, сопротивление лесной страже (ст. 823 и 824 уложения), сопротивление поимщикам при противозаконном провозе соли (ст. 633) и др. В общем, система уложения представляется крайне неудовлетворительной: теоретический признак, различающий восстание и сопротивление, выбран неудачно и самое различение проведено неполно. основной признак деяния — П. посредством насилия или угроз — прямо в ст. 270 не выражен. наряду с многостатейностью имеются существенные пропуски. например, частное сопротивление со стороны более 3 лиц или сопротивление общим мерам правительства, учиненное одним или двумя лицами, строго говоря, оказываются вовсе непредусмотренными. Граница между сопротивлением и оскорблением органа власти (ст. 285 уложения) определяется, по толкованию сената, направлением воли лица. если действия виновного направлены на воспрепятствование исполнению распоряжения правительствующей власти — сопротивление. если же они направлены на оказание неуважения к достоинству власти — оскорбление. По проекту уголовного уложения (ст. 100) сопротивление состоит: а) в П.. б) посредством насилия или наказуемой угрозы. в) органу или служителю власти, или частному лицу, сему органу содействовавшему, равно агенту железнодорожного управления или управляющему пароходом или морским судном, и г) с целью воспрепятствования обнародованию или приведению в действие закона, судебного определения, законного постановления или распоряжения власти, или выполнения законного действия по службе. наказания — тюрьма, а когда сопротивление оказано несколькими лицами, то для причинявших телесное повреждение и для употреблявших оружие — исправительный дом. 2) П. без прямого насилия. В эту категорию проектом уголовного уложения отнесены две формы П., характеризующиеся с одной стороны отсутствием непосредственного насилия, а с другой — наличностью активных действий, препятствующих деятельности органа власти: а) недопущение органа власти в здание, помещение или иное место, на вход в которые он имел право (ст. 101 — арест до 3 месяцев или денежная пеня до 300 руб.), и б) повреждение печати или иного знака, наложенных на помещение, хранилище или предметы, с целью охранения оных, равно открытие доступа в опечатанные помещения или хранилища (ст. 102 — тюрьма). Первая из этих форм прямо действующим законом не предусмотрена и, в зависимости от конкретных обстоятельств, может быть подводима или под ослушание, или под сопротивление. Вторая — предусмотрена ст. 304 уложения, назначающей за самовольное истребление, снятие, срывание или повреждение печатей и др. знаков — заключение в тюрьме от 4 до 8 месяцев. Проникновение же в опечатанное помещение и взятие опечатанных вещей, без повреждения печатей, если деяние не соответствует общим признакам повреждения или похищения имущества, по действующему уложению, не наказуемо. 3) Принуждение. Уложение о наказаниях говорит об одном частном виде — об удержании чиновника от законного исполнения обязанностей его по службе угрозами такого рода, что сей чиновник мог и должен был считать себя в опасности (ст. 272 — ссылка на житье в Сибирь). Проект, определяя состав деяния по общим признакам принуждения (см.), различает: принуждение органа или служителя власти к неисполнению обязанностей и к совершению проступка или преступления. наказания, начинаясь тюрьмой, доходят до каторги (ст. 103 и 104). Специальный вид по проекту (ст. 105) — приведение органа власти в бессознательное состояние, с целью лишения его возможности исполнять свои обязанности. 4) Подкуп. Составляя разновидность лиходательства, подкуп имеет характерные черты, заставляющие относить его к П. власти: при лиходательстве вообще, роль лиходателя пассивна, он только удовлетворяет желание или требование должностного лица. при подкупе же, напротив, подкупающий играет активную роль — склоняет орган власти к нарушению его обязанностей. Способ действия — склонение соблазном имущественной выгоды — отграничивает подкуп от принуждения — склонения путем возбуждения страха опасности. Лиходательство вообще в первых двух изданиях Уложения о наказаниях почиталось наказуемым. Но, начиная с издания 1866 г., сохранилось лишь постановление о наказуемости "лиходателей, изобличенных в склонении состоящих в службе государственной или общественной похитить, скрыть, истребить, или же в чем-либо изменить одну или несколько из принадлежащих к делам бумаг, или же сделать другой сего или иного рода подлог" (ст. 382 — высшая мера наказания, положенная в ст. 362 и 364), т. е. подкупа. Той же системы держится и проект уголовного уложения, облагающий (ст. 107) тюрьмой или исправительным домом склонение, посредством взятки, органа или служителя власти к учинению проступка или преступления. Подкуп избирателей — см. соотв. статью. Б. Особенное П. власти. Ст. 392 уложения говорит: "за всякое нарушение обязанности повиноваться своим непосредственным и главным начальникам все состоящие в службе государственные и общественные лица подвергаются определяемыми в следующих 393 0 —397 статьях наказаниям или взысканиям". Но из всех этих статей только одна 393, назначающая за явно оказанное начальству в делах службы ослушание от выговора до отрешения от должности, относится к нарушению долга повиновения. прочие же ближе касаются нарушений долга уважать начальника. Активное П. со стороны служащего составляет по уложению особый вид "превышения власти". Ст. 344 определяет деяние, как самовольное препятствование действиям другого в отправлении должности, без особого предписания высшего начальства, или иного законного к тому повода. Наказания: нормальное — от замечания до заключения в крепости на 1 год 4 месяца. когда виновный дозволил себе насилие или угрозы — до ссылки на поселение, а если сверх того им было употреблено оружие — высшая мера наказаний, положенных за сопротивление. Относя простое ослушание к дисциплинарным провинностям и признавая, что активное П., со стороны служащего, ввиду общих определений, не нуждается в особом постановлении (объяснения к проекту, т. VIII, стр. 110), проект уголовного уложения правила, соответственные ст. 344 и 393 действующего уложения, устраняет. Но термин П. власти в ряду преступных деяний по службе проектом сохранен, причем ему придан вполне своеобразный характер. Заголовком "П. власти законодательной" объяснения к проекту обнимают постановления: о непринятии мер к обнародованию, объявлению или проведению в действие закона или Высочайшего повеления, или постановления власти. о самовольном издании такого постановления или принятии такой меры, кои могут быть издаваемы или принимаемы лишь Высочайшей властью. о самовольном издании постановления власти без надлежащего на то уполномочия. о самовольном установлении повинности, налога или сбора и т. п.. о самовольной замене натуральной повинности денежной или обратно (ст. 539—541). Под заголовком "П. власти по охране общественной безопасности": о призыве военной силы без законного основания. об уклонении от обязательного предупреждения опасности. о служебном попустительстве (ст. 542—547). См. Г. Савич, "Посягательства на государственную власть" ("Юридическая Летопись", 1891, № 11). Куплеваский, "О пределах повиновения незаконным распоряжениям и действиям должностных лиц" ("Юридический Вестник", 1886, сентябрь). Объяснения к проекту уголовного уложения, тт. II и VIII. К.-К.

РубрикиП