Пропаганда

Определение слова Пропаганда по Ефремовой

Пропаганда — Распространение в обществе каких-л. идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения.

Пропаганда — описание в Энциклопедическом словаре

Пропаганда — (от лат. propaganda — подлежащее распространению) -распространение политических, философских, научных, художественных идругих идей в обществе. в более узком смысле — политическая илиидеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населенияопределенных взглядов.

Определение слова Пропаганда по словарю Ушакова

ПРОПАГАНДА
пропаганды, мн. нет, ж. (латин. propaganda — букв. то, что следует распространить). Распространение каких-н. идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса. История ВКП(б). свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Конституция СССР. || Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-н. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны СССР.

Определение слова Пропаганда по словарю Даля

Пропаганда
ж. итал. распространение какого-либо толка, учения. старание об этом, самое общество, пропагандисты.

Значение слова «Пропаганда» по БСЭ

Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю)
распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П.: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение, печать, система лекционной П. и т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. являются социальные Интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств П.
В более узком смысле П. обозначает один из её видов — политическую или идеологическую П. — распространение взглядов, идей и теорий с целью формирования у масс определённого мировоззрения, представлений, отражающих интересы субъекта П., и стимулирования соответствующих им практических действий. Ядром политической П. является определённая классовая Идеология. В современном мире выделяют два противоположных типа П.: буржуазную и коммунистическую.
Буржуазные исследователи нередко отрицают обусловленность П. характером идеологии класса и пытаются представить её как универсальное средство манипуляции массовым сознанием в интересах определённых групп. Действительно, в эксплуататорском обществе П. используется господствующим классом как средство представления своего группового интереса в качестве всеобщего, искажения реального положения в собственных интересах и навязывания широким массам ложных идей, теорий, необъективной информации. Этим целям служат средства массовой коммуникации, контролируемые монополистической буржуазией и буржуазным государством. Однако введение в заблуждение и манипуляция сознанием масс — отнюдь не универсальное свойство П., а выражение лишь сущности буржуазной П., обусловленной антагонизмом классов капиталистического общества, противоречием между коренными интересами империалистической буржуазии и закономерностями современного общественного развития.
Буржуазной П. противостоит коммунистическая П., основным положения которой были сформулированы и реализованы на практике К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они получили творческое развитие в трудах В. И. Ленина и наиболее полно изложены в его работах
«Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «Наша программа», «Что делать?», «Об отношении рабочей партии к религии», «Детская болезнь ,левизны в коммунизме» и др.
Коммунистическая П. представляет собой научно обоснованную систему духовной деятельности, разработанную коммунистической партией. В процессе П. под руководством коммунистической партии осуществляется распространение марксистско-ленинской идеологии и политики с целью просвещения, воспитания и организации масс. Характер коммунистической П. обусловлен природой рабочего класса, интересы которого совпадают с интересами всех трудящихся и выражены в марксистско-ленинской идеологии и политике коммунистической партии. Основными принципами коммунистической П., определяющими её содержание, являются: строгая научность, Партийность, тесная связь с жизнью, единство пропагандистской и организаторской работы.
Социальными функциями коммунистической П. являются: связь коммунистической партии с рабочим классом и всеми трудящимися. соединение научного социализма, идейно-теоретической деятельности партии с рабочим движением и революционно-преобразовательной деятельностью масс. объединение и организация систематического общения национальных отрядов рабочего, коммунистического и демократического движения, а при социализме всех классов, наций и социальных групп общества в процессе их революционного творчества. координация их действий, обмен опытом и информацией о проблемах и результатах борьбы. выражение общественного мнения рабочего класса, трудящихся, их потребностей и интересов. разоблачение иллюзий и лжи буржуазной и ревизионистской П.. распространение правды о социалистическом обществе.
Организатором коммунистической П. на уровне общества выступают коммунистическая партия, социалистическое государство, общественные организации трудящихся. Коммунистическая П. — одно из средств руководства партией процессами революционной борьбы, социалистических и коммунистических преобразований. В ходе активного целенаправленного воздействия коммунистической П. на массы вытесняются иллюзии обыденного сознания, устарелые взгляды и традиции и утверждаются научные представления и программы практических действий, наиболее полно выражаются потребности переживаемого этапа общественного развития, в соответствии с которым видоизменяются формы и задачи П. Коммунистическая П. стремится пробудить активность трудящихся масс и каждого человека, вовлекая их в практическую борьбу за социализм и коммунизм. В П. как процессе распространения идей научного социализма в массах выделяют две относительно самостоятельные фазы и соответствующие им формы деятельности: П. и агитацию. В этом случае понятие
«П.» означает распространение идей, теоретических знаний, выражающих основное содержание идеологии, в отличие от агитации, которая является более популярным изложением одной из идей, актуальной для современного движения и ставшей непосредственной задачей практики масс.
Коммунистическая П. не может успешно функционировать и развиваться без постоянной, организованной обратной связи, т. е. изучения духовных потребностей, интересов, общественного мнения, настроения масс и изменения этих факторов под влиянием объективных условий и пропагандистского воздействия. В современный период такое изучение приобретает особенно важное значение вследствие роста идеологической зрелости, компетентности, активности и инициативы масс, мнения и суждения которых важны не только для оценки эффективности П. и корректирования пропагандистского процесса, но и служат важным источником познания процессов общественного развития и выработки форм управления ими. Обратная связь в системе коммунистической П. выполняет важную роль в процессе дальнейшей демократизации социалистического общества. Значение обратной связи возрастает и вследствие развития средств массовой П. и информации (печать, радио, телевидение и др.), в которых отсутствует элемент непосредственного общения между объектом П. и аудиторией.
Важное значение в повышении эффективности П. имеет знание психологических механизмов восприятия пропагандистского воздействия, что связано с формированием системы социальных установок, избирательного отношения к информации со стороны аудитории, которой адресована П. Одно из условий эффективности П. — подкрепление распространяемых знаний, идей и взглядов практической деятельностью масс. Поэтому существенные принципы партийной П. — её конкретность, объективный анализ социальной действительности, показ реальных достижений и критика существующих недостатков и трудностей в достижении поставленных целей. Центральная задача коммунистической П. — формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали, сознательного творческого участия каждого в процессе социалистического и коммунистического преобразования общества (см. также ст. Партийное просвещение). Степень реализации этой цели выступает общим критерием эффективности коммунистического П., а её общим показателем — уровень социальной активности масс.
Лит.: Ленин В. И., Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения, Полное собрание соч., 5 изд., т. 6. Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 3, М. — Л., 1928. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды, М., 1963. Степаков В. И., Партийной пропаганде — научные основы, М., 1967. Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма, М., 1970. Вопросы теории и практики партийной пропаганды, М., 1971. Вопросы теории и методов идеологической работы, в. 1-2, М., 1972-73. Ефимов А. Г., Поздняков П. В., Научные основы партийной пропаганды, М., 1966. Психологическая война. Сб. ст., [пер. с польск.], М., 1972. Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973.
В. Ф. Праваторов.

РубрикиП