Пико Делла Мирандола

Пико Делла Мирандола — описание в Энциклопедическом словаре

Пико Делла Мирандола — (Pico della Mirandola) Джованни (1463-94) -итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.»900 тезисов» Пико делла Мирандола (введение к ним — «Речь о достоинствечеловека»), в которых он стремился к всеобщему «примирению философов» (всерелигиозные и философские школы — частные проявления единой истины), былиосуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок ЛоренцоМедичи и флорентийских неоплатоников (Фичино). испытал воздействиеСавонаролы.


(Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463 -Мирандола, — 17 ноября 1494, Флоренция), итальянский философ и гуманистэпохи Возрождения. Современники называли Пико «божественным», видели в немвоплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность иего труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодомвозрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, новсего более — необыкновенным разнообразием способностей, интересов,познаний. Происхождение и образование Пико происходил из семьи графовМирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многимивладетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонскийуниверситет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) иПариже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию,богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского игреческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить всесамое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разныхвремен и народов. Творческий путь Пико довольно рано сблизился с М.Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участникамифлорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьмаблаготворны для его творческих планов и религиозно-философскихустремлений. В 1486 он составил «Комментарий к канцоне о любви ДжироламоБенивьени» (изд. 1519) и «900 тезисов по диалектике, морали, физике,математике для публичного обсуждения», лелея планы защищать их нафилософском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии иЕвропы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться «Речью» (изд.1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, ипосвященной двум главным темам: особому предназначению человека вмироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческоймысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений,»выраженных новыми и необычными словами», о магии, кабале, свободе воли ииных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда23 года), назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, котораяосудила часть положений, выдвинутых Пико. Наскоро составленная им»Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов». Перед угрозойпреследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но тамбыл схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничествовысоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителяФлоренции, где Пико и провел последние свои годы. В 1489 он закончил ииздал трактат «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести днейтворения», в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенныйсмысл книги «Бытия». В 1492 был написан небольшой трактат «О сущем иедином» (изд. 1496) — самостоятельная часть программного труда, которыйимел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не былосуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико — обещанное»Поэтическое богословие». Незадолго до смерти, он завершил «Рассужденияпротив прорицающей астрологии» (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканскоммонастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичныйДжироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце егожизни. Учение Философская антропология Пико обосновывает достоинства исвободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая всебя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результатсобственных усилий. сохраняя возможность нового выбора, он никогда неможет быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. СогласноПико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями исвободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестацииформу, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции,обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пиковзаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокоевнутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях,явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичькоторый доступно посвященному.

Определение «Пико Делла Мирандола» по БСЭ

Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola)
Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены, — 17.11.1494, около Флоренции), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и Аверроизма, вместе с тем воспринял культуру филологического гуманизма. Изучил древнееврейский и арабский языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией».
В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему философских и религиозных учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» — одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия).
Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в «Апологии» (1487) и «Тезисы» в целом. П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино (Академия Платоновская). написал комментарий к
«Канцоне о любви» Дж. Бенивьени, трактаты «Гептаплус» (1490), «О Бытии и Едином» (1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы, в нём углубились религиозно-мистические настроения.
П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные философские мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центральная идея П.- особое положение
(«достоинство») человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего. в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космическую незакреплённость, творческую способность самоопределения, уподобляющую его богу.
Пантеистические тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В сочинении «Против предсказующей астрологии» (1495) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли. трактат этот оказал значительное влияние на последующую натурфилософию.
Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601. De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942. Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v. 1-2, Firenze, 1946-52. рус. пер.- в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506-14.
Лит.: Бparина Л. М., Этические взгляды Д. Пико делла Мирандола, в сборнике: Средние века, в. 28, М., 1965. Monnerjahn E., G. Pico della Mirandola…, Wiesbaden, 1960. Garin E., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963. LOpera e il pensiero di G. Pico della Mirandola nella storia dellUmanesimo, v. I-2, Modena, 1965. DiNapoIi G., G. Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma, 1965 (есть лит.). Trinkaus Ch., In our Image and Likeness. Humanity and Divinity in Italian humanist thought, v. I-2, Chi.- L., 1970.
Л. М. Баткин, Н. В. Кострелев.

РубрикиП