Королевская власть

Определение слова Королевская власть по словарю Брокгауза и Ефрона

Королевская власть — К. власть с самого начала своего существования, под влиянием разнообразных условий, постоянно менялась в своем объеме и содержании. В раннюю эпоху (см. Король), во времена Тацита (конец I в. по Р. Х.), К. власть в значительной степени ограничивалась вечевыми порядками германских племен и народным правом избрания в пределах королевского рода или даже вне его. она встречала отпор со стороны родового и дружинного строя и вообще играла незначительную роль, так что короля у племени даже могло и не быть. Большие успехи сделала К. власть в эпоху великого переселения народов и вскоре после него (в V и VI вв.), когда на развалинах Римской империи начали слагаться варварские королевства. Под влиянием христианских представлений, а также понятий, унаследованных от императорского Рима, короли готские, бургундские, лонгобардские, франкские предъявляют даже притязание на абсолютизм. Вследствие обширности территорий, народное вече утратило свое значение и превратилось разве в парадную церемонию. короли стараются прибрать к своим рукам, через чиновников, областное управление и суд, называют себя представителями Бога на земле. К. власть не имела, однако, прочных материальных или нравственных опор и должна была поделиться своей силой с другими элементами слагавшихся политических организмов. Уже в Меровингскую эпоху (VI — VII вв.) власти землевладельческая и политическая смешиваются, а магнаты ограничивают королей. Могущественная монархия первых Каролингов (VIII — IX вв.) была плодом временных потребностей и в значительной степени насилия. Ни личные таланты государей, ни реформы, ни императорская корона, ни союз с церковью не спасли Каролингскую монархию от напора мелких территориальных властей, частных интересов и личных прав, враждебных сосредоточению власти и государственному единству. Феодализация беспрерывно дробит К. власть по частям и к началу XI века низводит ее к власти простого помещика. Король становится среди феодальных владельцев только "первым среди равных" (primus inter pares). верховная власть ускользает из его рук в руки бесконтрольных хозяев поместий, которые с королем и между собой связаны частными контрактами, в своих имениях распоряжаются как государи, а королю, как своему сюзерену, не обязаны ничем, кроме почета (см. Феодализм). К этим носителям государственной власти, герцогам, графам и пр., впоследствии присоединились и суверенные городские коммуны. Католическая церковь, в свою очередь, была проникнута идеей полной независимости от К. власти и даже идеей господства над государством. Наконец, с растратой земельного фонда (см. Бенефиции) короли не располагали никакой финансовой силой. Бессильной К. власть была особенно в Х — XII вв., в период расцвета католико-феодального строя. По мере приближения к новому времени К. власть воскресает и возвышается над остальными властями. Типичным представляется рост К. власти во Франции, где римские воззрения на волю государя были наиболее живучи. Начиная с Людовика Толстого, французские Капетинги, мало-помалу округляя свои наследственные земли, стягивают в свои руки элементы государственной власти. Они начинают предъявлять широкие требования, оправдывая их идеями легистов и прикрывая авторитетом духовенства. феодальная Франция превращается в союз самостоятельных сословий, с королем во главе. В XIV и XV вв. французский король — уже не феодальный сюзерен, а монарх, объединяющий страну при посредстве сословно-представительных учреждений. К. власть извлекает выгоду даже из созыва генеральных штатов и неуклонно отчуждает у французских сословий их политические права. Генеральные штаты почти добровольно наделяют короля полнотой верховной власти, когда в 1436 г. отказываются от права вотировать налоги. Оставаясь "первым дворянином" в сословном смысле, французский король, на развалинах политических вольностей католико-феодального происхождения, становится государем своих подданных, отожествляет свою волю с законом, распоряжается войском, администрацией, финансами, судом и духовенством. Возвышение К. власти тянулось в течение нескольких веков, и к началу нового времени она почти окрепла до степени абсолютизма во всей Европе, нося характер противосословный и светский, потому что выросла из борьбы с политическими правами сословий и церкви. Карл I в Испании, Франциск I во Франции, Тюдоры в Англии, князья в Германии и т. д. являются представителями тех стремлений, которые питала К. власть и не осуществляла до тех пор только потому, что встречала отпор. XVI в. был временем упадка областного самоуправления и сословно-представительных учреждений — испанских кортесов, французских генеральных штатов, немецких ландтагов и даже английского парламента. Реформация придала было новую силу представительным учреждениям, которые усиленно возобновляют свою войну против К. власти, под новым, вероисповедным знаменем. Но эта реакция не сокрушила К. власти. только английский парламент, пережив опасный кризис, растет в ущерб королю. На материке Европы (кроме Польши) К. власть окончательно перестает быть феодальной или сословной. она является носительницей государственной идеи, в противоположность феодальной монархии, и носительницей идеи национального единства, в противоположность монархии сословной. Кроме того, она становится оплотом того или иного вероисповедания. особенно характерны в этом отношении Филипп II испанский и Людовик XIV французский. Последнему приписывают знаменитую фразу: "государство, это — я". не будучи историческим фактом, эта фраза исторически верно характеризует принципиальный абсолютизм короля. Уравнивая всех лишением политической свободы, тогдашний королевский абсолютизм почти не изменял социального неравенства, наследия феодальной эпохи. Только с середины XVIII в. королевский абсолютизм, ничего не уступая из своего всемогущества, изменил несколько свой характер. К. власть на время (до взрыва 1789 г.) становится во главе просветительного движения и пытается сама пересоздать "старый порядок". Это дало королевскому абсолютизму того времени название просвещенного. Он существовал почти во всех странах Европы и особенно ярко выразился в лице Фридриха II в Пруссии и Иосифа II в Австрии. В Англии римские идеи о верховной власти государя всегда были слабее, чем где-либо. политическая сторона феодализма не получила полного развития, рознь сословий не обострялась так, как на материке, и потому самоуправление местное и государственное постепенно отвоевывало свои права, ограничивая королевскую власть и юридически, и фактически. К исходу XVII в. английский парламент, после долгой и ожесточенной борьбы со Стюартами, окреп и стал первенствующим носителем верховной власти. Французская революция открывает новый период в истории К. власти. Английские представительные учреждения делаются образцом для всей Европы, и в XIX в. конституционная, законом ограниченная К. власть становится явлением общераспространенным. Французская конституция 1791 г. открывает собой длинный ряд конституций, вводимых в различных государствах. Даже абсолютизм Наполеона и его ставленников нуждался в декорации в виде номинального обществ. участия в делах управления и законодательства. Испанская конституция 1812г., норвежская 1814 г. были в значительной степени повторением ограничений К. власти, установленных французским учредительным собранием. Реставрация К. власти Бурбонов во Франции не могла осуществиться без конституционной хартии, хотя бы и пожалованной (октроированной). Общеевропейская реакция, несколько раз возобновлявшаяся, не заглушила народных стремлений к представительным учреждениям. Принцип ограничения К. власти постепенно распространялся по всей Западной Европе и даже на Балканском полуострове. Характер и степень ограничений в различных государствах неодинаковы, в зависимости от национальных, религиозных, экономических и международных условий, но наличие основных законов, регулирующих отношения власти к нации, остается прочным приобретением XIX в. в Зап. Европе. В настоящее время К. власть не признается делегированной и не носит характера исключительно исполнительного органа, но принимает некоторое участие в законодательстве. Короли во многих государствах созывают палаты, открывают сессию палат тронной речью, имеют право отсрочивать заседания, закрывать сессию, распускать палаты. они участвуют в инициативе законов наравне с палатами, имеют право санкции законов и наделены правом veto, абсолютным или задерживающим, и обнародования законов. Король назначает судей и лиц прокурорского надзора и, не касаясь собственно отправления правосудия, располагает правом высшего надзора в смысле обнаружения формальных упущений, замедлений в судопроизводстве. ему, наконец, принадлежит право помилования по уголовным делам и амнистии в той или другой степени. Наибольшую власть проявляет король в качестве исполнительного органа. Он может издавать приказы, декреты, ордонансы, эдикты, т. е. распоряжения с целью восполнения и разъяснения законов в собственном смысле слова, причем в различных государствах существуют различные гарантии против злоупотребления такими распоряжениями. К. власть служит источником полномочий для всех других исполнительных властей. король является главнокомандующим армией и флотом и представителем нации в международных отношениях. Ср. Градовский, "Государ. право важнейших европ. держав". Е. З.

РубрикиК