Количество

Определение слова Количество по Ефремовой

Количество — 1. Одна из основных логических категорий, характеризующая ту сторону действительности, которая определяет предметы со стороны их измеримости (в философии).
2. То в предметах и явлениях, что подлежит измерению и счету.
3. Число, величина, объем, масса.

Определение слова Количество по Ожегову

Количество — Величина, число N3


Количество Степань выраженности измеряемых свойств предметов, явлений, их мерные характеристики Spec

Количество — описание в Энциклопедическом словаре

Количество — философская категория, выражающая внешнюю определенностьобъекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и т. д.

Определение слова Количество по словарю синонимов

Количество — число
численность

Определение слова Количество по словарю Ушакова

КОЛИЧЕСТВО
количества, ср. 1. только ед. То в вещах и явлениях, что подлежит измерению и счету. одна из основных логических категорий, выражающая ту сторону действительности, к-рая определяет предмет со стороны его измеримости (филос.). Механическая философия сводит качественное многообразие мира к количеству. Количество переходит в качество (см. качество). 2. (мн. редко). Число, величина, объем, масса. Количество людей. Количество воды. Значительное количество служащих. Деньги в большом количестве. Из равных количеств угля и селитры и двух таких же количеств серы можно сделать порох. 3. только ед. Продолжительность, с которой произносится звук речи

Определение слова Количество по словарю Даля

Количество
см. коли.

Определение слова Количество по словарю Брокгауза и Ефрона

Количество — см. Категория

Значение слова «Количество» по БСЭ

Количество — категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства. Первые попытки специального анализа проблемы К. восходят к пифагорейцам, которые изучали природу чисел. Как особую категорию К. рассматривал Аристотель:
«Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это — величина, если его можно измерить. Множеством при этом называется то, что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною,- то, что (делится) на части непрерывные»
(Met. V, 13, 1020а 7-14. рус. пер., М., 1934).
В связи с развитием естествознания и математики в истории нового времени проблема К. занимает особое место. Р. Декарт рассматривал К. как реальную пространственную и временную определённость тел, которая выражается через число, меру, величину. По Г. Гегелю, К. отличается от качества тем, что в то время как последнее однозначно характеризует вещь, так, что при изменении качества вещи она становится другой,количественное же изменение до поры до времени может и не превращать её в другую вещь.
В работах классиков марксизма-ленинизма категория К. рассматривается, прежде всего, в связи с установлением количественных (математических) закономерностей, связанных с качественными преобразованиями вещей. «… Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 385).
Каждая совокупность предметов есть некоторое множество. Если оно конечное, то его можно сосчитать. Всякий счёт состоит в повторённом полагании единицы. Например, число «40» является количественной характеристикой любого множества из 40 предметов, будут ли это люди или деревья. Следовательно, числа и величины оказываются формальной, внешней, по Гегелю,
«равнодушной» стороной качественных отношений. Есть вещи большие и маленькие, длинные и короткие, есть движения быстрые и медленные, есть степень развития чего-либо высокая и низкая и так далее. Все это можно измерить с помощью определенного эталона: метра, секунды и так далее. С целью установления количественной определенности предмета сравниваются составляющие его элементы — пространственные размеры, скорость изменения, степень развития — с определённым эталоном как единицей счёта и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее его подвергать изучению с помощью количественных методов (например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира и тому подобное). в этих случаях прибегают к различного рода шкалам. Процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Наука движется от качественных оценок и описаний явлений к установлению количественных закономерностей.
К. находится в единстве с качественной определённостью явлений, вещей, процессов. это единство составляет их меру. Изменение количественной определённости вещей до известного предела не затрагивает их качества. За этими пределами количественные изменения сопровождаются изменением качества. См. Переход количественных изменений в качественные.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Соч., 2 изд., т. 20. его же, Диалектика природы, там же: Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29. Математика, её содержание, методы и значение, т. 1, М., 1956. См. также лит. при ст. Измерение.
А. Г. Спиркин.

РубрикиК