Качество

Определение слова Качество по Ефремовой

Качество — 1. Одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам. то, что делает предмет таким, каков он есть (в философии).
2. Совокупность свойств и признаков, определяющих соответствие образцу, пригодность к чему-л. (о лицах и вещах).
3. Степень ценности, пригодности, соответствия тому, каким следует быть (о вещах).


Разница в ценности между тяжелой фигурой — ладьей — и легкой — конем, слоном (в шахматной игре).

Определение слова Качество по Ожегову

Качество — Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность Spec


Качество То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь

Качество — описание в Энциклопедическом словаре

Качество — философская категория, выражающая существенную определенностьобъекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество -характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. См.Переход количественных изменений в качественные.

Определение слова Качество по Бизнес словарю

Качество — совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов.

Определение слова Качество по Финансовому словарю

Качество — совокупность полезныхсвойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духов ные потребности. Характеризуется показателями надежности, долговечности, экономичности, художественно-эстетическими и др.

Определение слова Качество по словарю Ушакова

КАЧЕСТВО
качества, ср. 1. только ед. То, что делает предмет таким, каков, какой он есть. одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам филос.). Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество переходит в качество. (одно из положений гегельянской и марксистской диалектики). 2. О вещах и лицах: положительная или отрицательная характеристика, свойство, черта кого-чего-н. (в сочетании с оценочными определениями, а без определения преимущ. имеет смысл положительной оценки. то же, что достоинство. книжн.). Высокие душевные качества. быть может, качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему. Грибоедов. У этого романа есть одно плохое качество — он очень длинен. 3. только ед. О вещах: степень достоинства, ценности, пригодности, соответствия тому, какой данная вещь должна быть. Борьба за качество продукции. Выработка низкого качества. Кооперация должна следить за качеством отпускаемых рабочим овощей(конем, слоном. шах.). Потерять качество, пожертвовать качество. (отдать ладью за коня или слона). 5. Порок, склонность к чему-н. дурному (простореч., обл.). Никаких качеств за мной не замечено. От ней (водки) все качества. Л. Толстой. В качестве кого-чего (книжн.) — как кто-н. или что-н. Нек-рые наречия употребляются также в качестве предлогов. Мы пригласили его в качестве опытного лица. Качество суждения (филос.) — та или иная (положительная или отрицательная) связь между субъектом и предикатом.

Определение слова Качество по словарю Даля

Качество
ср. свойство или принадлежность, все что составляет сущность лица или вещи. Количество означает счет, вес и меру, на вопрос сколько: качество, на вопрос какой, поясняет доброту, цвет и другие свойства предмета. Народ понимает качество человека в дурном знач. За ним, кажись, никаких качеств нет. Качественный, к качеству относящ.

Определение слова Качество по словарю Брокгауза и Ефрона

Качество (qualitas) — одна из важнейших категорий, выражающих собою условие мыслимости предмета. Из двух определений предмета, К. и количества, только первое характеризует предмет и делает его тем, что он есть в действительности, т. е. только К. принадлежит предмету самому по себе, между тем как количество принадлежит или приписывается ему только по сравнению с другими однородными предметами: если бы человек мог иметь только одно восприятие в течение жизни, то оно могло бы иметь известное положительное содержание, но не имело бы само по себе степени напряженности. К., как определение предмета, противополагают предмету, как носителю К.. противоположность эта обозначается терминами "субстанция" и "атрибут", причем первая мыслится как неизменная, единая, бескачественная вечная основа различных между собой и характеризующих эту основу атрибутов. В самих атрибутах различают две степени: К. необходимые и существенные, характеризующие субстанцию, и свойства, случайно предмету принадлежащие и изменчивые. Это обычное понимание отношения предмета к его К., освященное рационалистической философией (напр. Спинозою), нуждается в значительных поправках. О предметах мы узнаем из восприятий, которые ничего не говорят нам о неизменном носителе К. Субстанция есть, таким образом, понятие, присоединяемое нашим мышлением к К., с которыми мы знакомимся благодаря нашим ощущениям. Но с тех пор как наука показала, что в ощущении нам вовсе не дано К. самого предмета, а лишь ответ нашего сознания на внешнее, неизвестное нам воздействие, стало необходимым различение К. двух родов: объективных, принадлежащих самому предмету, и субъективных, принадлежащих субъекту и только приписываемых предмету. Локк пытался провести границу между субъективными К. и объективными. к последним он относил число, форму, движение и покой, величину и положение. Это деление, однако, не выдерживает критики, ибо Локк отнес к первичным такие К., которые, в сущности, определяют не самый предмет, а его пространственные и временные отношения. Сказать, что в предмете пространство и время — самые существенные К., значит сказать, что в нем именно то существенно, что ему не принадлежит, и наоборот. Пространство и время во всяком случае не суть реальности в том смысле, в каком мы реальность приписываем качествам, доступным нашему восприятию. пространство и время суть формы или условия возможности восприятия К. Таким образом, анализ качеств приводит к признанию субъективности всего содержания наших восприятий. С другой стороны, и самое понятие субстанции как носителя К. нисколько не обогащает нашего познания о предмете и представляет собой чистую фикцию, возникновение которой объясняется кажущеюся невозможностью мыслить качества как самостоятельные элементы мира. Единственная действительность для человека — это состояния его сознания, в числе которых находятся и восприятия внешнего мира. поэтому субъективные, так называемые вторичные, качества мы имеем право считать частью доступной нам действительности. Таким образом, первичные и вторичные качества в истории человеческой мысли обменялись значением. Э. Радлов.

Значение слова «Качество» по БСЭ

Качество — философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем К. выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.
«У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Любой объект постоянно изменяется. вместе с тем он обладает некоторой устойчивостью, которая и выражается как качественная определенность. Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как
«видовое отличие», как «… тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду» (Met. V 14 1020 a 33-1020 b 1. рус. пер., М., 1934). Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Средневековая схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные «формы».
На почве механистического мировоззрения в философии нового времени сложилось деление на Первичные и вторичные качества.
Гегель определил К. как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность… Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть»
(Соч., т. 1. М. — Л., 1929, с. 157).
Диалектический материализм исходит прежде всего из признания объективности и всеобщности качественной определенности вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода
«пучком свойств», а обладает ими: «… существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельск Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Под свойством имеется в виду способ проявления определенной стороны К. объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Свойство объекта состоит, т. о., в том, чтобы производить в другом объекте то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. В зависимости от реального и познавательного контекста объект как бы светится разными своими сторонами, качествами.
Например, человек выступает различными своими качественными гранями для врача, правоведа, писателя, социолога, анатома, психолога и т.д. Чем выше уровень организации материи, тем большим числом качеств она обладает. Поскольку каждый объект находится в бесконечных связях с другими вещами, постольку он обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому все попытки определить К. как полную совокупность свойств уводят в бесконечность. Категория К. объекта не сводится и к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними. К. не только проявляется, но может видоизменяться и формироваться в этих отношениях. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свойствах: он их носитель.
Качественная определенность объекта зависит прежде всего от его структуры, характера связи элементов целого, а также от состава его элементов. Изменение К. обусловлено или перестройкой связей элементов, или изменением самих элементов, или преобразованием того и другого. Мир состоит не из законченных и неизменных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, переходят в другие вещи, имеющие иное К. Поскольку благодаря своему К. объект выступает как именно данный, а не иной, то изменение К. означает превращение данного объекта в другой. При этом качественные изменения вещи каждый раз происходят на разном уровне: они могут быть связанными с изменением того, что специфично именно для данного единичного объекта или же для всех объектов данного класса. При любом качественном изменении имеется такой более общий, а вместе с тем и более глубокий уровень К. объекта, который остается по существу тем же: изменяется лишь вариация его существования. Т. о., качественное изменение может быть связано и с превращением данного явления в другое, и с изменением состояния и формы существования в сущности того же предмета.
Категория К. выражает определенную ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии К. выступает как некоторое множество свойств.
«Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества… (определения вещи или явления) и количества… Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество…» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 301). Познание идет от К. к количеству и далее к их единству — мере. Любой предмет представляет собой единство К. и количества. См. Переход количественных изменений в качественные.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20. его же, Диалектика природы, там же. Ленин В. И., Философские тетради, полн. собр. соч., 5 изд., т. 29. Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 5, М., 1937. Кедров Б. м., О количественных и качественных изменениях в природе, [М.], 1946.
А. Г. Спиркин.

РубрикиК