Гуссерль

Гуссерль — описание в Энциклопедическом словаре

Гуссерль — (Husserl) Эдмунд (1859-1938) — немецкий философ, основательфеноменологии. Стремился превратить философию в «строгую науку»посредством феноменологического метода («Логические исследования», т.1-2). В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальномусоциально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияниена экзистенциализм, философскую антропологию.

Значение слова «Гуссерль» по БСЭ

Гуссерль (Husseri)
Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, — 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа. испытал также влияние Б. Больцано, неокантианства (преимущественно Марбургской школы) и др. Г. выступил как резкий критик Скептицизма и Релятивизма в философии
(«Логические исследования», рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Г. считает психологизмубеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Г. видит в той линии, которая идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. Современные варианты психологизма Г. находит в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращенной в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе). По мнению Г., сами науки о природе и истории нуждаются в определённом обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути рационализма Р. Декарта, Г. стремится найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной,
«естественной установки» сознания по отношению к миру, Г. требует совершить «эпохе», т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания — интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Г. рассматривает как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как бы мостом между ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности, феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов. Г. называет это переживание
«усмотрением сущности» (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении основного вопроса философии, Г. предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает философскую позицию Г. с платоновским идеализмом. в отличие от
«идей» Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, «сущности» Г. выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала). Т. о., субъективистские мотивы Г. сочетает с объективно-идеалистическими.
В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией жизни. Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Г.
«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (опубл. 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще.
Г. оказал влияние на современную буржуазную философию. среди его учеников — М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др. Феноменология (для которой характерна переориентация с объекта на субъект, с понятийно-спекулятивных методов философского анализа — на «непосредственное прозрение» и «переживание истины» и т. д.)
послужила одним из источников Экзистенциализма. Философия Г. является отражением глубокого кризиса буржуазной философской мысли.
Соч.: Philosophic der Arithmetik, Bd I, Lpz., 1891: Vorlesungen zur Phдnomenologie des inneren Zeitbewu&beta.tseins, Halle, 1928. Husserliana, Bd 1-8, s-Gravenhague, 1950-1959. Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954: в рус. пер. — Философия, как строгая наука,
«Логос», 1911, кн. 1.
Лит.: Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 3. Шпет Г. Г., Явление и смысл, М., 1914. Какабадзе 3. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966. Гайденко П.П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966. Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968. Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля, Тб., 1969. Farber М., The foundation of phenomenology, Camb., 1943. Diemer A., Ed. Husserl, 2 Aufl., Meisenheim am Glan, 1965. Tugendhat Е., Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., B., 1970.
П.П. Гайденко.
Э. Гуссерль.

РубрикиГ