Что такое - Церковь

Что такое Церковь

Определение слова Церковь по Ефремовой

Церковь — 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.
2. Здание, в котором происходит христианское богослужение. храм.

Определение слова Церковь по Ожегову

Церковь — Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью. религиозная община


Церковь Православный храм

Определение слова Церковь по Религиозному словарю

Церковь — 1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. 2. Специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах. Универсальный характер церкви как мистического тела Христа и полноты Святого Духа делает невозможным ее отождествление ни с какой другой этнической, политической и другой общностью. 3. Христианский храм.

Определение слова Церковь по словарю синонимов

Церковь — храм

Определение слова Церковь по словарю Ушакова

ЦЕРКОВЬ
(церква обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб. 2. Христианская организация, объединенная единством догматов и обрядов. Православная церковь. Католическая церковь. Лютеранская церковь. Господствующая церковь. Отцы церкви. Живая церковь (см. живой). || Руководство такой организации. Решение церкви.

Определение слова Церковь по словарю Даля

Церковь
м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в р

Значение слова «Церковь» по БСЭ

Церковь — [от греч. kyriake (oikнa)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа. главные отличительные признаки Ц.: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы, Культ). иерархический характер, централизация управления. разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Ц. осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель — совместное отправление религиозного культа. обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. отделена от государства.
Ц. окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, — как отмечал Ф. Энгельс, — «… в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Ц. принадлежали все члены общества (отлучение от Ц. являлось наказанием. все, отошедшие от неё, квалифицировались как «еретики»).
Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Ц. противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство). Большинство сект, в отличие от Ц., формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.
При капитализме положение Ц. (как и др. религиозных организаций) существенно меняется. Ц. утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран (Франция, США и др.) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает
«религиозный плюрализм», при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом. в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь Ц., с господствующим классом. Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия — всё это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к Ц. многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между Ц. и сектами. Ц. фактически перестаёт включать всё население. многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер. осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.
Крупнейшие христианские Ц.: Православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), Армянская апостольская церковь, протестантские церкви [Англиканская церковь, лютеранская церковь (см. в ст. Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм)]. В протестантизме многие секты преобразовываются в Ц. (Методисты, Баптисты, Меннониты).
В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существованиязначит. и автономного религиозного коллектива в лице Ц.).
Д. М. Угринович.
2) Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Ц., состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Ц. — комплекс из многих взаимосвязанных частей (см. Капелла, Крипта, Придел, Трапезная). Главная христианская Ц. города или монастыря называется собором. Лютеранские Ц. обычно называются кирками или кирхами, польские католические Ц. — костёлами.

РубрикиЦ