Богуславский

Богуславский — описание в Энциклопедическом словаре

Богуславский — (Boguslawski) Войцех (1757-1829) — польский режиссер, драматург, артист драмы и оперы (бас), педагог. Один из создателейпольских профессиональных драматических и музыкальных театров. Поставилоперу «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» Стефани (1794).

Значение слова «Богуславский» по БСЭ

Богуславский — Богуславский (Bogus&#x142.awski)
Войцех (9.4.1757, Глинно, близ Познани, — 23.7.1829, Варшава), польский актёр и оперный певец (бас), режиссёр, драматург, театральный деятель. Один из создателей польского профессионального драматического и музыкального театров. В 1762-70 учился в Варшаве. в 1778 стал актёром драматической труппы. Одновременно участвовал в первых опытах по созданию национальной оперы (написал либретто оперы «Осчастливленная нищета» М. Каменьского, поставленной в 1778 драматической труппой с участием Б.).
В 1783-84 директор труппы «Национальные актёры» (впоследствии — «Театр Народовы») в Варшаве. В 1785 организовал театр в Вильне и гастролировал с ним по городам Польши, Галиции, западным губерниям России. Эти поездки имели большое значение для становления польского национального театра. С 1789 вновь в Варшаве руководил труппой
«Национальные актёры», где ставил произведения зарубежных драматургов (У. Шекспир, Мольер, П. Бомарше, Г. Э. Лессинг) и польских авторов («Возвращение депутата» Ю. Немцевича, 1791), а также пьесы собственного сочинения («Генрих VI на охоте», 1792).
Деятельность Б. была значительной для развития польского оперного театра (перевёл либретто и поставил оперы западноевропейских композиторов). В 1794 сочинил либретто и поставил комическую оперу «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы»
Я. Стефани, имевшую в условиях национально-освободительного движения 1794 большой политический резонанс (сохраняется в репертуаре современных польских театров). В 1799-1814 вновь возглавлял «Театр Народовы».
Б. выступал с равным успехом как в оперных, так и в драматических спектаклях: роли — Король Лир, Гамлет в одноименных пьесах Шекспира и др.. оперные партии — Аксур в одноименной опере А. Сальери. Бардос — «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы».
Основываясь на эстетических нормах классицизма, Б. в своём, искусстве был близок принципам сценического реализма. С 1811 вёл педагогическую работу в организованной по его проекту «Драматической школе» (Варшава).
Соч.: Dzie&#x142.a dramatyczne, t. 1-12, Warsz., 1820-23.
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957. Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М.- Л., 1954. GaIIe L., Wojciech Bogus&#x142.awski… jego dzia&#x142.ainoś&#x107.i, Warsz., 1925.
&Scaron.wiere&#x17A.ewski E., Wojciech Bogus&#x142.awski i jego scena, Warsz., 1929. «Pami&#x119.tnik teatralny», 1954, № 3-4. Hьbner Z., Bogus&#x142.awski — cz&#x142.owiek teatru, Warsz,, 1958.
Б. И. Ростоцкий.


Богуславский — Сергей Анатольевич [19.11(1.12).1883, Москва, — 3.9.1923, там же], русский физик. Учился сначала в Фрейбургском, затем в Гёттингенском университетах. В 1917 окончил Петербургский университет. С 1919 профессор Московского университета. Научную деятельность начал в Гёттингенском университете под руководством М. Борна (1911-13). Первые работы Б. посвящены электродинамике, кинетической теории кристаллических диэлектриков, пироэлектричеству. В 1918 указал принципиальные пути расчёта термодинамических величин с точки зрения статистической физики.
Соч.: Избранные труды по физике, М., 1961.
Лит.: Капцов Н. А., Воспоминания о С. А. Богуславском, в сборнике: История и методология естественных наук, в. З. Физика, М., 1965. Архангельский К. В. и Спивак Г. В., О классической работе С. А. Богуславского по теории токов, ограниченных объёмным зарядом, там же.

РубрикиБ