Что такое - Баратынский

Что такое Баратынский

Баратынский — описание в Энциклопедическом словаре

Баратынский — (Боратынский) Евгений Абрамович (1800-44) — русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания («Финляндия»,»Разуверение», «Признание», «Две доли»). поэмы («Эда», «Бал»), отмеченныелиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике «Сумерки»(1842) — противоречие исторического прогресса и духовно-эстетическойприроды человека, преломляемое через трагическое сознание поэта.

Определение слова Баратынский по словарю Брокгауза и Ефрона

Баратынский (правильнее Боратынский) Евгений Абрамович — поэт, род. 19 февраля 1800 г. в селе Вяжле Кирсановского у. Тамбовской губ., воспитывался в пажеском корпусе, откуда в 1816 г. был исключен с воспрещением поступать в военную службу. Три года спустя, после усиленных хлопот, ему было, однако, разрешено поступить рядовым в л.-гв. егерский полк. в 1820 г., произведенный в унтер-офицеры, был переведен в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, и пробыл здесь около шести лет до производства в офицеры, после чего вышел в отставку, женился и поселился в Москве. В 1845 году отправился с семейством за границу, посетил Германию, Францию и Италию, в Неаполе внезапно заболел и † 29 июня 1844 г. Сочинения Б. в стихах и прозе изданы его сыновьями в 1669 и 1884 гг. Б. начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк. в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-"романтиков". Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны, усилило романтический характер поэзии Баратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенною яркостью отразились в первой поэме Баратынского, "Эда" (1826), которую Пушкин приветствовал как "произведение, замечательное своей оригинальной простотою, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски означенных". Вслед за этой поэмой явились "Бал", "Пиры" и "Цыганка", в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и еще более — влиянию "властителя дум" современного ему поколения — Байрона. Отличаясь замечательным мастерством формы и выразительностью изящного стиха, нередко не уступающего пушкинскому, эти поэмы по своему содержанию и литературному значению стоят, однако, гораздо ниже лирических стихотворений Баратынского, из которых многие и до сих пор не утратили своей прелести. Общий характер лирики Б. — грустно-задумчивый. непосредственное поэтическое чувство в его произведениях почти всегда подчиняется рефлектирующей мысли, и творческое одушевление уступает место холодной "игре ума". Сосредоточиваясь на том или ином вопросе общефилософского характера, поэт тревожно ищет выхода среди являющихся ему противоречий — ищет разрешения мучительных сомнений — и не находит, или если и находит, то только на время, ненадолго,чтобы затем снова вернуться к "загадкам бытия", которые представляются ему неразрешимыми. Как поэт, он почти совсем не поддается вдохновенному порыву творчества. как мыслитель, он лишен определенного, вполне и прочно сложившегося миросозерцания. в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко — глубину содержания. Лучшие из его лирических стихотворений: "На смерть Гете", "Финляндия", "Последний поэт", "Череп", "Последняя смерть". Собрание стихотворений Б. в первый раз издано в 1827 г. (2 изд., Москва, 1835. 3-е — 1869 и 4-е — 1884, Казань). Стихотворения Б. много раз переводились на немецк. и французск. языки. Ср. "Рус. ст." (1870 г., т. II, стр. 638—45), "Рус. арх." (1868, стр. 141—47 и 866—72), В. П. Гаевский в "Соврем." (1853, № 5, в статье о Дельвиге), Koenig, "Litter ärische Büder aus Ru ssland" (есть в рус. переводе), Плетнев, "Сочинения" (т. 4), Пушкин (в журнальных статьях), Белинский (т. I и II), Галахов в "Отеч. зап." (1844 г., т. 37), Лонгинов в "Русск. арх."(1864), С. А. Андреевский "Литер. чтения" (Спб., 1891), Венгеров, "Крит. биогр. словарь" (т. 2).

Значение слова «Баратынский» по БСЭ

Баратынский (Боратынский)
Евгений Абрамович [19.2(2.3).1800, село Мара Тамбовской губернии, — 29.6(11.7).1844, Неаполь. похоронен в Петербурге], русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье. С 1819 зачислен рядовым в один из петербургских полков. В 1820-25 служил в полку, стоявшем в Финляндии. В 1826 вышел в отставку. Начал печататься в 1819. Вначале Б. писал элегии и послания [
«Разуверение» («Не искушай меня без нужды…, 1821, положенное на музыку М. И. Глинкой) и др.], отличавшиеся стремлением к психологическому раскрытию чувств в их сложности и внутренней динамике. В 1826 вышла стихотворная «финляндская повесть»
Б. «Эда». Проявлением дружбы с А. С. Пушкиным и близости их литературных позиций явилась книга «Две повести в стихах» (1828), в которую вошли поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Б. «Бал». После разгрома декабристов для его стихов характерны пессимистические мотивы одиночества, скорби, неполноценности человеческой природы, тщеты бытия, грядущей гибели человечества, обречённости искусства. В последних стихах Б., написанных во время поездки в Италию, зазвучали утверждающие ноты
(«Пироскаф», 1844). Поэзии Б. присущи философичность, глубина мысли. В. Г. Белинский считал, что «из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит г. Баратынскому» (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 479). Последние годы жизни Б. провёл в подмосковном имении Мураново (позднее принадлежавшем Тютчевым). В 1919 в нём создан литературно-мемориальный музей, посвященный Б. и Ф. И. Тютчеву.
Соч.: Полн. собр. соч., под ред. и с примеч. М. Л. Гофмана, т. 1-2, СПБ. 1914-151 Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма, вступ. ст. К. Пигарева, М., 1951. Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст., подготовка текста и примеч. Е. Н. Купреяновой, 2 изд., Л., 1957.
Лит.: Белинский В. Г., О стихотворениях г. Баратынского, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953. его же, Стихотворения Е. Баратынского, там же, т. 6, М., 1955. Фризман Л. Г., Творческий путь Е. А. Баратынского, М., 1966.
Д. Д. Благой.

РубрикиБ