Что такое - Авеста

Что такое Авеста

Авеста — описание в Энциклопедическом словаре

Авеста — древнеиранский религиозный памятник. в зороастризме собраниесвященных книг. «Авеста» возникла, видимо, в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. Текст «Авесты» кодифицирован при Сасанидах (3-7 вв.). Содержит сводрелигиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимнызороастрийским божествам. Включает многие мифологические элементы.

Значение слова «Авеста» по БСЭ

«Авеста»
собрание священных книг Зороастризма, религии, распространённой в древности и в раннем средневековье в Иране, Средней Азии, Азербайджане и Афганистане. До сих пор используется в богослужении у парсов (Индия). Сделанная на основе многовековой устной традиции запись текста
«А.», кодифицированного при Сасанидах [3-7 вв.], составила 21 книгу (наск). До нашего времени дошло не более 1/4 этого текста. «А.» известна в двух редакциях (вариантах): 1-я — собрание молитвенных отрывков из разных книг «А.»
и 2-я, состоящая из следующих частей: Вендидад — свод религиозных и юридических предписаний. Висперед и Ясна — молитвенные песнопения. Яшты — гимны зороастрийским божествам. «Малая А.» — молитвы. Древнейшая часть «А.» — гаты (гимны) — часть Ясны, приписываемые пророку Заратуштре (Зороастру). В отличие от гат, остальные части «А.» называют «Младшей А.».
Все части «А.», особенно Ясна и Яшты, включают много мифологических элементов.
Большинство современных учёных считает, что «А.» возникла в 1-й половине 1-го тыс. до н. э. в одной из областей Средней Азии или соседних территорий Северо-Зап. Афганистана и Северо-Вост. Ирана. «Младшая А.» (включающая и Яшты) отражает процесс соединения (как обычно считают — с 5 в. до н. э.) учения Зороастра, развитого его последователями, с чуждыми проповеди этого пророка верованиями и обрядами старых племенных культов и не ортодоксальных с точки зрения зороастризма религиозных систем, распространённых на территориях иранских государств — ахеменидского, парфянского и сасанидского. Пополнение и изменение
«А.» происходило во многих областях расселения иранских народностей. поэтому «А.» является общим памятником многих народов, важным для изучения их истории, социальных и политических институтов, быта, культуры, религиозных верований, фольклора и литературных традиций.
«А.» сохранила некоторые художественные отрывки, преимущественно мифологического характера. В них много поэтических фигур, встречаются элементы начальной рифмы, ассонансов, аллитераций. Гимны гат полностью метризированы (пять различных силлабических размеров). Впервые на европейский язык (франц.)
«А.» переведена и опубликована (1771) Анкетиль-Дюперроном. «А.» породила огромную научную литературу.
Изд. «A.»: Avesta. Die heiligen Bьcher der Parsen, hrsg. von K. F. Geldner, Bd 1-3, Stuttg., 1886-95.
Переводы «A.»: Avesta. Die heiligen Bьcher der Parsen, ьbers. auf der Grundlage von Chr. Bartholomaes altiran. Wцrterbuch von F. Wolff. Unverдnderter Nachdruck, B., 1924. Die Gathas des Awesta…, Ьbers. von Chr. Bartholomae, Stras., 1905. The hymns of Zarathustra, with introd. and comment. by J. Duchesne-Guillemin, [Boston], 1963.
Лит.: Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии. М., 1956 (переводы из «Авесты»). Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (библ., с. 343-45, 360-63). Duchesne-Guillemin J., La religion de I Iran ancien, P., 1962 (библ.). Widengren G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965 (библ.).
И. С. Брагинский, Э. А. Грантовский.

РубрикиА