Что такое - Аполлинер

Что такое Аполлинер

Аполлинер — описание в Энциклопедическом словаре

Аполлинер — (Apollinaire) Гийом (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий — Kostrowicki) (1880-1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает мужественнуюискренность, острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл»Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и радость ее приятия, противостояниеутратам и времени (стихотворения «Мост Мирабо», 1912. «Алкоголи.1898-1913», 1913). Сборники новелл «Ересиарх и К .» (1910). «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916″ (1918) — лирическая хроникатрагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Раздумья о трагическом времени и личности — мистерия-буфф «Цветвремени» (1918, опубликована 1920).

Значение слова «Аполлинер» по БСЭ

Аполлинер (Apollinaire)
Гийом [псевдоним. настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, — 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911),
слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. «Мост Мирабо», 1912). В книге стихов «Алкоголь. 1898-1913» (1913) — интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную
«глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ». в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве А. столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917),
то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913),
футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу — доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910),
гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь А. 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные
«прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество
«зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
Соч.: (Euvres completes, t. 1-4, P., 1965-66: (Euvres ройtiques. P., 1956 (имеется библ.). в рус. пер. — Стихи, пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967. Стихи (Вступление П. Антокольского), «Иностранная литература», 1969, № 1.
Лит.: Durry М. J., G. Apollinaire. Alcools, t. 1-3, P., 1956-64. G. Apollinaire, [ser. 1-6], «La revue des lettres modernes», 1962, № 69-70. 1963, № 85-89. 1964, № 104-107. 1965, № 123-126. 1966, № 146-149. 1967, № 166-169. Guillaume Apollinaire. Etudes et informations, r
йunies par M. Dйсаudin, «La revue der lettres modernes», 1966,? 5. «Europe», 1966, nov.-dйс.,? 451-52 (номер посвящен A.). Adema M., Bibliographie gйnйrale de loeuvre de G. Apollinaire, P., 1949.
В. П. Балашов.
Г. Аполлинер.

РубрикиА