Что такое - Антоний

Что такое Антоний

Антоний — описание в Энциклопедическом словаре

Антоний — (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232) — архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник» о путешествии к святым местам.


Великий (ок. 250-356) — основатель христианского монашества, отшельник в Египте. Канонизирован церковью.


Марк (Marcus Antonius) (ок. 83-30 до н. э.) — римский полководец. Сторонник Цезаря. В 43 с Октавианом и Лепидом образовал 2-й триумвират, разбив войска Брута и Кассия (42). В 42 получил в управление восточныеобласти римской державы. Сблизился с египетской царицей Клеопатрой. Послеобъявления сенатом войны Клеопатре и поражения египетского флота у мыса Акций (в 31) покончил жизнь самоубийством.


Марткопский — Иверский (6 в.), христианский монах, столпник. ученик преподобного Иоанна Зедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию. Проповедовал в Кахетии. основал монастырь и построил храм Спаса Нерукотворного образа. Последние 15 лет жизни подвизался на столпе. Памятьв Православной церкви 19 января (1 февраля) и 7 (20) мая.


Никопольский (Армянский) (ум. ок. 319) — один из сорока пятихристианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонениеимператора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

Определение слова Антоний по словарю Брокгауза и Ефрона

Антоний (архимандрит Муромского Спасского м-ря) — расколоучитель XVII века, близкий к первым деятелям раскола. Он писал о перстосложении и послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлениях книг при Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, "яко у царя тако поют". Вызванный на суд собора 1666 г., А. принес покаяние, но был сослан для исправления в Кириллов-Белозерский монастырь.


Антоний (в мире Авраамий Гаврилович Смирницкий) (1773—1846) — архиепископ воронежский. образование получил в Киевской дух. академии. Некоторые его слова напечатаны в "Христ. Чтении" 1837, 1847 и 1848 гг. См. "Преосвященный А., архиепископ воронежский и задонский" (2 изд., Воронеж, 1892).


Антоний (в мире Александр Васильевич Вадковский) (род. в 1846 г.) — духовный писатель и церковный деятель, сын протоиерея. По окончании курса в Казанской духовной академии, преподавал в ней гомилетику и пастырское богословие, был инспектором Казанской, затем — СПб. академии. В 1887 г. назначен ректором СПб. дух. акад., с возведением в сан епископа выборгского, викария СПб. епархии. В 1892 г. назначен архиепископом вновь образованной финляндской епархии. с 1898 г. — митрополит СПб. и ладожский, с 190 0 г. — первенствующий член св. синода. В 1895 г. утвержден св. синодом в степени доктора церковной истории. Во время пребывания в Казанской академии состоял членом комиссии по описанию соловецких рукописей. ему принадлежат главным образом описания рукописей, имеющих отношение к гомилетике. Другие труды его: "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1892 и 1895). "Речи, слова и поучения" (изд. 2, СПб., 1901). См. "Высокопреосвященный А., митрополит С.-Петербургский и ладожский" (СПб., 1899). А. Лопухин, "А., митрополит С.-Петербургский и ладожский", в "Православной Богословской Энциклопедии" (т. I, СПб., 1900).


Антоний (в мире Александр Иванович Путилов) (1795—1865) — игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря. Его записка о детстве и отрочестве, письма к брату, отрывки из дневника и некоторые другие документы напечатаны в книге "Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена А." (М., 1870), где помещены и биографические о нем сведения. Некоторые письма А. изданы Оптиною пустынью (М., 1869).


Антоний (в мире Александр Николаевич Коржавин) (род. в 1858 г.) — епископ тобольский, магистр Московской духовной академии. Труды А.: "Учение об оправдании по символическим книгам лютеран" (Тамбов, 1886). "Акценты в книге псалмов, их происхождение и значение" (М., 1887).


Антоний (в мире Александр Радонежский) (1808—1872) — епископ оренбургский. Напечатал "Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на кресте" (М., 1848. 10-е изд., М., 1890). "Иисус Христос в последние дни пред страданиями Своими в Иерусалиме" (Тамбов, 1869).


Антоний (в мире Алексей Павлович Храповицкий) (род. в 1863 г.) — духовный писатель. образование получил в С.-Петербургской дух. академии. Был ректором Московской и Казанской дух. акад. и епископом уфимским. с 1902 г. епископ волынский и житомирский. Главные труды А.: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887. 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.). "Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым" (СПб., 1890). "Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого" (изд. 2, СПб., 1891). "Нравственная идея догмата Пресв. Троицы" (изд. 2, Казань, 1898). "Из чтений по пастырскому богословию" (Казань, 1896). "Лекции по пастырскому богословию" (ib., 1900). "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии" (Казань, 1897). "Значение молитвы для пастыря церкви" (ib., 1897). В 1900 г. издано в Казани "Полное Собрание Сочинений" А.


Антоний (в мире Григорий Антонович Рафальский) (ум. в 1848 г.) — митрополит с.-петербургский, сын священника. Письма А. к родителям и зятю Стефану Скульскому напечатаны в книге Н. Теодоровича "Волынская духовная семинария" (1901).


Антоний (Зубко) — минский православ. архиепископ. По происхождению белорус, сын греко-униатского священника с. Белого Лепельского у. Витебской губ., Григория Зубко. Родился 2 июля 1797 г. Первоначально учился у органиста, а потом в полоцкой греко-униатской семинарии, иезуитской академии и, наконец, в главной семинарии при Виленском университете, которую окончил со степенью магистра. Был профессором философии в полоцкой семинарии, затем священником (безженным) полоцкого кафедрального греко-униатского собора и членом полоцкой консистории. Возведенный в сан протоиерея, послан был в 1825 г. в Петербург для заседания в рим.-католической коллегии по униатскому отделению. В 1827 г. открыл в Жировицах семинарию и был в ней ректором. 4 февраля 1834 г. хиротонисан во епископа Брестского, викария литовской гр.-униатской епархии. Главнейший сотрудник Иосифа Семашко по преобразованию западно-русской церкви, А. подписал соборный акт 12 февраля 1839 г. о воссоединении с православием. В 1840 г. назначен епископом Минским и Бобруйским. В 1848 г., в сане уже архиепископа, удалился на покой, † 15 января 1885 г. в Можайском монастыре близ г. Ковны. погребен там же, в церковном подвале. Оставил воспоминания "О греко-униатской церкви в Западном крае", напечатанные в "Вестнике" Гаворского и отдельной брошюрой, и статью "Сходство и разница учения православной и римской церквей", помещенную в "Холмском греко-униатском месяцеслове" за 1868 год.


Антоний (иеромонах ярославского Спасского монастыря) — по поручению вел. кн. московского Иоанна III Васильевича и митрополита Филиппа (1464—73) составил житие благоверных князей ярославских Феодора и сыновей его Константина и Давида. Житие это с некоторыми сокращениями внесено в "Степенную книгу" и в Никоновскую летопись, а в полном виде — в Макарьевские Четьи-Минеи под 19 сент. В изложении А. следовал известным ему образцам агиографической литературы и, прежде всего, Пахомию Логофету. Благодаря рассказу об отношениях Феодора к орде, не встречающемуся в летописных сводах, житие Феодора, составленное А., имеет известную историческую цену. Можно думать, что оно имело в виду укрепление системы смирения перед татарами, имевшей в то время своих представителей и в боярстве, и в духовенстве.

Значение слова «Антоний» по БСЭ

АнтонийВеликий (р. ок. 250 — ум. 356), основатель монашества в Египте, жил отшельником в пустыне, канонизирован христианской церковью. Сохранились некоторые письма А. Ему приписывают т. н. «Правила святого Антония» (однако авторство его сомнительно). Написанное Афанасием Александрийским
«Житие Антония» имело целью создать идеальный образ христианина-подвижника, явилось образцом для греческой агиографии. История искушений А. в пустыне неоднократно служила предметом живописи и художественной литературы (например, «Искушение святого Антония» Флобера).


Антоний — Марк (Marcus Antonius) (ок. 83 — 30 до н. э.), римский политический деятель и полководец. Выдвинулся как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57-55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах. Во время гражданской войны 49-45 активно поддерживал Цезаря. после битвы при Фарсале в 48 был назначен начальником конницы (magister equitum). После убийства Цезаря сначала занял примирительную позицию по отношению к его убийцам и сенату, но вскоре отношения А. с сенатом обострились, в особенности из-за притязания А. на управление Галлией (А. опирался на войска и ветеранов Цезаря). Дело дошло до открытого разрыва, и сенат направил против А. войска.
В 43 около г. Мутина А. потерпел поражение (см. Мутинская война), но затем под давлением войск произошло объединение А. с Октавианом и Лепидом (2-й триумвират). В 42 при Филиппах (Македония) А. совместно с Октавианом разбил войска Брута и Кассия. При последовавшем за этим разделе провинций между триумвирами А. получил в управление восточные области римской державы. За время пребывания на Востоке совершил несколько неудачных походов против парфян. На Востоке А. вёл себя как самодержец. сблизившись с египетской царицей Клеопатрой, дарил ей и её детям огромные владения. Подобная политика привела к разрыву между триумвирами и восстановила общественное мнение в Риме против А. Сенат объявил войну Клеопатре. В 31 у мыса Акций египетский флот был разбит, а после вступления войск Октавиана в Египет А. покончил жизнь самоубийством.
Лит.: Машкин Н. А., Принципат Августа, М.-Л., 1949. Lindsay J., Marc Antony, his world and his contemporaries, L., 1936.
С. Л. Утченко.
Марк Антоний. Римская скульптура. Ватикан. Рим.

РубрикиА