Что такое - Антокольский

Что такое Антокольский

Антокольский — описание в Энциклопедическом словаре

Антокольский — Марк Матвеевич (1843-1902) — российский скульптор. Был близокк передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмеченысозданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871,»Петр I», 1872). Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Павел Григорьевич (1896-1978) — русский поэт. Поэмы «Коммуна71 года» (1933), «Сын» (1943. Государственная премия СССР, 1946), «Впереулке за Арбатом» (1954), сборники стихов «Мастерская» (1958), «Время»(1973), книга «О Пушкине» (1960. стихи и эссе) отличаются стремлением кисторико-культурным обобщениям. Переводы.

Значение слова «Антокольский» по БСЭ

Антокольский — Марк Матвеевич [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], русский скульптор. Родился в небогатой еврейской семье. Учился в петербургской АХ (1862-68) у Н. С. Пименова. Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 жил в Италии, с конца 1877 — в Париже. Под воздействием В. В. Стасова, И. Н. Крамского стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах
(«Портной», дерево, 1864, «Скупой», кость, дерево, 1865, — оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления А., его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей. Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя
«Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград. мрамор, 1875, Третьяковская галерея), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал А. в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен. бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). А. исполнены также статуи
«Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891. обе — Русский музей). Ряд произведений А. посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей. мрамор, 1876, Третьяковская галерея. «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей).
Некоторым из этих работ А. («Спиноза», мрамор, 1882, Русский музей. «Не от мира сего», мрамор, 1887, Третьяковская галерея) присущи черты сентиментальности. А. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников.
Лит.: Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В. В. Стасова, СПБ-М., 1905: Дружинин С., Антокольский об искусстве и своём творчестве, «Искусство», 1952, № 4. Варшавский Л. P., Марк Матвеевич Антокольский, в кн.: Русское искусство. Очерки... второй половины 19 в., [кн.] 1, М., 1962.
М. М. Антокольский. «Петр I». Бронза. Третьяковская галлерея. Москва.
М. М. Антокольский.


Антокольский — Павел Григорьевич [р. 19.6(1.7).1896, Петербург], русский советский поэт. Член КПСС с 1943. Родился в семье адвоката. Учился на юридическом факультете Московского университета. С 1915 работал в драматической студии Е. Б. Вахтангова. Печататься начал в 1921. Произведения А. 20-х гг. характеризуются интересом к переломным историческим событиям (Великая французская революция, 1848 год, Парижская Коммуна), романтической интонацией. В 30-е гг. в поэзии А. начинают преобладать образы советской действительности. В годы Великой Отечественной войны писал патриотические стихи и баллады. Поэма
«Сын» (1943. Государственная премия СССР, 1946) посвящена сыну поэта, погибшему на фронте. Поэма отмечена напряжённым лиризмом, искренностью в передаче чувств, типичных для многих советских людей в военные годы. Поэма «В переулке за Арбатом»
(1954) охватывает историю поколения, пережившего 1-ю мировую войну и ставшего строителем нового социалистического общества. В 1958 опубликован сборник стихов «Мастерская», в 1960 — сборник «Сила Вьетнама. Путевой журнал», в 1962 — сборник «Высокое напряжение», в 1964 — сборник «Четвёртое измерение».
В стихах последних лет — мысль о власти времени над человеком и человека над временем. В сборнике «О Пушкине» (1969) стихи и баллады на пушкинские темы чередуются с
«заметками на полях», с опытом анализа отдельных произведений («Медный всадник»). Опубликовал сборник статей «Пути поэтов» (1965). Переводит произведения французских, болгарских, грузинских, азербайджанских поэтов. Награжден 4 орденами, а также медалями.
Соч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1961. От Беранже до Элюара. Стихи французских поэтов в пер. П. Антокольского, М., 1966. Избранное, т. 1-2, М., 1966. Повесть временных лет, М., 1969.
Лит.: Книпович Е., Проверка временем, в её кн.: В защиту жизни, 2 изд., М., 1959. Тарасенков А., Время, поэт, народ, «Знамя», 1945, № 7. Луговской В., Поэт, время, в его кн.: Раздумье о поэзии, М., 1960. П. Г. Антокольский. Памятка читателю, Л., 1956. Левин Л., Четыре жизни. Хроника дней и трудов П. Антокольского, М., 1969.
В. В. Жданов.
П. Г. Антокольский.

РубрикиА