Что такое - Аламанны

Что такое Аламанны

Определение слова Аламанны по словарю Брокгауза и Ефрона

Аламанны (от alah, т. е. "храм", "священная роща", следовательно, "люди священной рощи", а не алеманны). — Так называлось одно из германских племен, потому что в то время, когда оно под именем семнонов обитало в местности, называемой теперь Марк-Бранденбург, в его стране находилась святыня суевского племени. Оттуда аламанны, вероятно, под влиянием переселений готов и славян на северо-востоке, удалились в 178 г., именно в направлении к Майну, и вытеснили с его берегов гермундуров, для защиты которых император Каракалла в 213 г. предпринимал неудачный поход с берегов Дуная. При этом случае имя аламаннов упоминается в первый раз. Далее в войне с хаттами они заняли всю прилегающую к Майну страну, а в войне с римлянами в 256 г. взяли и l i mes, т. е. линию окопов, устроенную от Дуная к Майну при Мильтенберге, которая должна была прикрывать лежавшую за нею десятинную землю (agri decumates) и значительные остатки которой сохранились почти на всем ее протяжении (см. Чертова стена). Таким образом они достигли Рейна, но явились также и в Италии, где в 268 г. были побеждены императором Галлиеном. Императору Пробу даже удалось в 277 восстановить limes, для защиты которых он устроил настоящую военную границу, но междоусобия внутри Римской империи не дали этому делу упрочиться. между тем аламанны вскоре снова появились на Рейне и с половины IV столетия начали переходить и через эту реку. Но тогда им еще не удалось утвердиться в Эльзасе, потому что в 367 г. они были совершенно разбиты Юлианом в большой битве при Страсбурге. точно так же и император Валентиниан I счастливо сражался против них на правом берегу Рейна. С начала же V столетия Рейн перестал быть границей. когда над ним пронесся большой народный ураган вандалов, бургундов, аланов и проч., везде перешли через него и аламанны: юго-восточная их община, лентиенцы, заняли Восточную Гельвецию. западные аламанны — Эльзас. другие, ютунги, были увлечены тем же народным ураганом, который увлек аламаннов, в Галлию, где в 430 г. их разбил Аэций, но, по-видимому, должен был оставить их в покое в окрестностях Лангра, Безансона и Салина. Переселение бургундов из Вормса в Сапавдию (вокруг Женевы) открыло для аламаннов и Средний Рейн. их многочисленные поселения быстро явились на обоих берегах реки вниз по течению до Кельна, Юлиха и Аахена. В то время аламаннское племя достигло крайних пределов своего распространения. но победа франкского короля Хлодвига в 496 г. лишила его не только независимости, но и тех новоприобретенных областей на севере, аламаннское население которых, вероятно, было то самое, которое после своего переселения поставило себя под защиту остготского короля Теодориха Великого и было поселено им в Ретии, между Иллером и Лехом, так что последний сделался племенною границею между аламаннами и Баварией. Точно так же и с берегов Майна аламанны были снова оттеснены франкскими хаттами. Во времена Меровингов аламанны не раз пытались восстановить свою независимость под управлением особых герцогов, но эти попытки не имели успеха. их сила была окончательно сломлена страшною резнею, которую произвел между ними брат Пипина Короткого Карломан при Канштатте. Верденский договор 843 г., которым Эльзас был присоединен к Лотарингскому королевству, разделил их племенную страну, и только после распадения Каролингских королевств между аламаннами вместе с пробуждением племенного чувства встали герцоги, сначала вопреки желанию германских королей, а потом, подобно герцогам других племен, как бы в качестве уполномоченных от королей. Но это герцогство никогда не могло так прочно утвердить свое существование, как, например, Бавария. в 1079 оно перешло к Штауфенам и прекратило свое существование вместе с последним из них, Конрадином (в 1268 г.). но еще прежде того герцогская власть утратила свои главные опоры вследствие расточительной раздачи придворных должностей и имений герцогского дома, дав начало многим могущественным династиям, а именно Церингской и Габсбургской. Впрочем, аламанны сами себя никогда этим именем не называли, а всегда назывались швабами, наречие которых не совсем удачно разделялось на швабское и аламаннское. Ср. Гааса, "Urzust ä nde Alemanniens" (Эрланген, 1865). Бакмейстера, "Alemann. Wanderungen" (Штутг., 1867). из новейших источников в особенности сочинение Штелина, "Wirtemb. Geschichte" (4 т., Штутгарт, 1841 —7 3). Об аламаннских наречиях и об аламаннском праве см. Германские наречия и Германское народное право.

РубрикиА