Что такое - Акварель

Что такое Акварель

Определение слова Акварель по Ефремовой

Акварель — 1. Художественные краски, легко разводимые водой.
2. Техника живописи, основанная на применении таких красок.
3. Картина или рисунок, написанные такими красками.

Определение слова Акварель по Ожегову

Акварель — Картина, написанная такими красками


Акварель Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде

Акварель — описание в Энциклопедическом словаре

Акварель — (франц. aquarelle — от лат. aqua — вода), краски (обычно склеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописиакварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактураосновы (чаще всего бумаги), чистота цвета.

Определение слова Акварель по словарю Ушакова

АКВАРЕЛЬ
акварели, ж. (фр. aquarelle). 1. только ед. Краски, разводимые в воде. 2. Картина, нарисованная этими красками (живоп.). Выставка акварелей. || собир. Собрание таких картин (спец.). Отделение акварели в музее. 3. только ед. Рисование акварелью (спец. живоп.). Специальность этого художника — акварель. Он особенно искусен в акварели.

Определение слова Акварель по словарю Брокгауза и Ефрона

Акварель (итал. aquarelle или aqua-tento, франц. aquarelle, англ. painting in water colours, нем. Wasserfarbengem ä lde, Aquarellmalerei) — означает живопись водяными красками. Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. еще в 1829 году Монтабер в "Trait &eacute. Complet de la peinture" упоминает о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски с растушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Картины Рафаэля (1483—1520), Лебрена (1619—1690), Лесюера (1617—1655), Миняра (1610—1695) и других представляют не акварельные работы, а раскраску эскизов частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили как модели для фресок (fresco) по штукатурке зданий. Подобного рода раскрашиванием — как отдых или как эскиз для жанровых картин — занимались и голландские, и фламандские живописцы: Рюгендас, Поль Бриль (1556—1626), Рюнедаль (1670), Бот (1650), Винантес (1600—1670). Рубенс хотя набрасывал эскизы гуашью, но предпочитал прозрачные краски. Ван Гейсум (1682—1749), знаменитый живописец цветов, плодов и насекомых, оставил этого рода рисунки, которые доныне сохранились. Его подражателями были Ван Спендокам, Ван Даелям, Бесса, Рише и проч. Но все эти произведения можно назвать лишь раскрашенными рисунками. Как только живописцы отважились заглушать красками резкие черты контуров и тушевок, сделанных пером или карандашом, а для растуши теней начали употреблять кисть, акварельные произведения получили силу, эффект, и этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и в настоящее время дошло до такого совершенства, что удовлетворяет вкусам самых строгих ценителей. Ослабление контуров и способ растушевки кистью был первоначально введен при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно там, где требуется сила, прозрачность и в особенности тщательная отделка подробностей рисунка. Первоначально эта живопись скромно приютилась в альбомах для памяти и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках, привлекая и восхищая любителей живописи. При возрождении этого рода живописи художники скромно пользовались лишь тушью, гуммигутом, кармином и берлинскою лазурью. Позднее пейзажисты, а за ними и портретисты ввели большее число красок, выбор которых благодаря успехам химии сделался весьма обширным и удовлетворяет самым капризным требованиям художника. В настоящее время для художника открыто новое поприще для проявления своего таланта, когда жесткая, сухая гуашь уступила место сильной, легкой и прозрачной акварели. Художники, наиболее работавшие над этого рода живописью и наиболее способствовавшие ее развитию: Козен († 1794) — работал коричневой и серой краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски. Гартин († 1802) — хороший колорист. его последователь Котман — пейзажист итальянской и северной природы. Турнер — хороший итальянский живописец. за ними с 1805 года следуют акварелисты, которые ввели большее число красок в свои рисунки: Фильдинг, пейзажист. С. Фраут (1852) — архитектурных зданий. Давид Кокс (1783—1859) широко писал воздух и даль. Достопримечательный живописец фигур Левис (1805—1876), Гунт (1790—1864), который также писал хорошо цветы и фрукты. жанрист Топлан, архитектурных построек: Нас, Роберт Гаге, Станфильд, морских видов — Кук, Дункан. ландшафтных: Фрипп, Гардинг, Бодингтон, Давидсон, Биркель и проч. Французские акварелисты, как Деларош, Гуден, Иоганнот, занимались более миниатюрной живописью. Между настоящими акварелистами, работающими для Франции, отметим: Исабэ отец, Губерт — знаменитый французский акварелист-пейзажист. Снимки с его рисунков распространены повсеместно. Главный основатель, учитель и распространитель этого рода живописи — Ж. Дюврие, также Гюэ, Фор, портретисты Оливье Гран. наиболее замечат. по рисованию Вандаель, Шазаль, Редуте (1759—1840), Дамен, Депорт и Мартен Бушер. Из английских — Валерио (181 9 —79) Дикемпс (жанрист). Рефит (батальной живописи), Геверни, Гайрер. Из немецких акварелистов выдвигаются К. Векерс в Лейпциге, Гильдебранд, Бирман в Берлине и Отто — портретист. В Вене: Гейнрих, Штеклер, Зеллени, Агрикола, Фенди, Гауерман. в Мюнхене — Нейрейтер, в ДюссельдорфеШейрен. Из русских, наиболее выдающихся в последнее время: Раулов — превосходный портретист и профессор, Премацци — пейзажист, великолепно владеющий своей специальностью. Кроме того, можно упомянуть Чернецова и Бориспольца — замечательный русский художник-любитель, писал одинаково хорошо исторические и духовные сюжеты, морские виды, портреты, перспективы, семейные сцены масляными красками, акварелью и гуашью. В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный покойному императору Александру II во время посещения им Рима. Для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская желтая, желтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жженая киноварь, кармин гараис, лак-гараис, кармин жженый, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия. Для получения хорошей акварели следует писать сочно, то есть с обилием воды в красках и по бумаге, содержимой во время прикладки тонов и отделки деталей всегда влажною. Для сего служат особые рамки (стираторы), дозволяющие во время письма бумагу смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Только этим способом Губерта можно достигнуть мягкости и силы в рисунке.

Значение слова «Акварель» по БСЭ

Акварель (франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua — вода)
краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной А. (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко — шёлка слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы А. — размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А. бывает монохромной: сепия (коричневая краска), Бистр,
«чёрная А.», тушь. В А., выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.
В 15-17 вв. А. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А. отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А. — пейзажи А. Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. А. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А. позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова).
В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги. появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель. продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А. обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом. это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов — П. Синьяка и др. (А. которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 — начале 20 вв. А. всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников «Мира искусства»).
В 20 в. А. привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, — представителей Экспрессионизма, А. Матисса (А. которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.
Советской А. свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков — портретам А. В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются А. латышских художников 1960-х гг.
Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6-е изд.], М. — Л., 1950. Фармаковский М. В., Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950. Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959.
О. В. Мамонтова.
Акварель. К. П. Брюллов. «Пляска перед остерией в Риме» («Праздник сбора винограда»). 1827. Третьяковская галерея. Москва.
Акварель. Р. К. Бем. «Морской город — Рига» (из цикла «У Рижского залива»). 1965.
П. Ф. Соколов. Портрет А. О. Витали, жены скульптора И. П. Витали.1838. Третьяковская галерея. Москва.
М. А. Врубель. «Венеция». 1892. Частное собрание. Ленинград.
П. П. Кончаловский. «Петергоф». 1931. Частное собрание. Москва.
А. В. Фонвизин. «Сын». 1940. Собственность автора.
У. Келлоу. «Большой канал в Венеции». 1841. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
С. В. Герасимов. «Барвиха». 1961. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

РубрикиА