Что такое - Афанасий, архиепископ александрийский

Что такое Афанасий, архиепископ александрийский

Определение слова Афанасий, архиепископ александрийский по словарю Брокгауза и Ефрона

Афанасий, архиепископ александрийский — архиепископ александрийский, энергично отстаивавший во время споров с арианами догмат об единстве естества Бога Отца и Сына, и названный поэтому Отцом православия. Афанасий родился в 298 г. от родителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование, и в молодых еще летах обрек себя строгому аскетизму. в 319 г. он был посвящен епископом Александром в дьяконы. своей энергией и краснорчием на Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора и по смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником в епископском сане. По бездоказательным наветам своих противников, ариан, А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осужден на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что А. хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь. По смерти Константина I, А. возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан возбудила их вражду в такой степени, что весной 340 г. императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. А. бежал в Рим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви. Император византийский Констанс также благоволил к А., и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию по смерти Григория, в октябре 346 г. Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то А. должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где А. совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню. но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Богоотступника, Григорий был убит во время народного восстания, и А. мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню. После падения Юлиана А. возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден еще раз оставить город с октября 365 г. по февраль 366 г.. с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г. Из 45 лет своего епископства, А. провел в изгнании около 20 лет. Об его характере еще при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование христианской церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они, в свою очередь, жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, несмотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил свое учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников. горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения. Его "История ариан для монахов" написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том "Bibliotheca patrum" Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей "Bibliotheca p a trum graecorum dogmatica" (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: "Описания праздников", составленные Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойгтом. Ср. Мёлер, "Athanasins der Grosse und die Kirche seiner Zeit" (2 тома, Майнц, 1827). Бёрингер, "Kirchengesctnchte in Biographien" (т. I, Цюр., 1843). его же, "Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der Orthodoxie und H &eacute.t&eacute. rodoxie" (Штутгардт, 1874).

РубрикиА