Дёргать

Определение слова Дёргать по Ефремовой

Дёргать — 1. Тянуть, тащить что-л. рывками.
2. перех. Удалять что-л. откуда-л. рывком. выдергивать.
3. перех. Заставлять двигаться резко, толчками. // разг. Теребить, тормошить.
4. перен. разг. перех. Мешать кому-л., просьбами, придирками отвлекая от какого-л. дела.
5. неперех. Делать резкое движение какой-л. частью тела.
6. безл. неперех. О резкой, прерывистой, пульсирующей боли.


Издавать отрывистые, резкие звуки (о коростеле).

Определение слова Дёргать по словарю Ушакова

ДЁРГАТЬ
дёргаю, дёргаешь, несов., кого-что. 1. Тянуть, тащить, рвать отрывистыми и резкими движениями. Дергать кого-н. за рукав. Дергать ручку двери. Дергать вожжи. 2. То же, что выдергивать (разг.). Дергать гвозди. Дергать лён. Дергать зубы. 3. безл. О судорожных, нервных подергиваниях (разг.). Его всего дергает. 4. перен. Волновать, тревожить, выводить из равновесия чем-н. докучным, назойливым (разг.). Дергать кого-н. постоянными требованиями.

Доход От Перевозок

Определение слова Доход От Перевозок по Бизнес словарю

Доход От Перевозок — доход, получаемый от перевозки грузов, пассажиров и других услуг, оказываемых транспортными компаниями в связи с перевозками.

Дамбонит

Определение слова Дамбонит по словарю Брокгауза и Ефрона

Дамбонит — см. Глюкозиды.

Дюсарт

Определение слова Дюсарт по словарю Брокгауза и Ефрона

Дюсарт (Корнелис Dussart) — живописец голландской школы (1660 — 1704) и гравер, ученик и подражатель Адр. В. Остаде, избравший, подобно своему учителю, сельскую и домашнюю жизнь простого народа предметом своей художественной деятельности. Д. из всех учеников Остаде наиболее приближается к нему по внутреннему содержанию картин, уступая, однако, учителю в технике письма и в особенности в колорите. Д. придавал большую выразительность фигурам и лицам, но иногда впадал почти в карикатуру. Часто изображая попойки и побоища с большою правдою, Д. вел жизнь правильную и воздержную, вообще же обстоятельства его жизни мало известны. Обладал большой коллекцией предметов искусства, распроданной после его смерти в Гарлеме. Одним из лучших его произведений считается "Рыбный рынок" (Амстердам), "Деревенский кермес" (там же). Его картины есть в Дрездене и Вене. у нас в Эрмитаже — 3 картины Д.

Джавахетское Нагорье

Джавахетское Нагорье — описание в Энциклопедическом словаре

Джавахетское Нагорье — в Закавказье, в Грузии. Часть Юж.-Грузинскогонагорья к югу от Триалетского хр., между р. Кура на западе и Нижнекартлийской равниной на востоке. Состоит из хребтов (высота до 3300м) и плато (высота 1200-1700 м). Много озер (Паравани, Табацкури и др.).Горные степи, субальпийские луга.

Определение «Джавахетское Нагорье» по БСЭ

Джавахетское нагорье — нагорье в Закавказье (Грузинская ССР), часть Южно-Грузинского нагорья, находящаяся к Ю. от Триалетского хребта, между р. Кура на З. и Нижнекартлийской равниной на В. Состоит из меридиональных хребтов высотой до 3300 м (Самсарского на С.-З. и Джавахетского на Ю.-В.) и плато (Цалкинского, Гомаретского, Дманисского и Ахалкалакского) высотой 1200-1700 м. Сложено андезито-базальтовыми и трахитовыми лавами. В котловинах много озёр тектонического или вулканического происхождения (Паравани, Табацкури и др.). Горные степи, субальпийские луга, используемые как пастбища.

Доход Рентный

Определение слова Доход Рентный по Бизнес словарю

Доход Рентный — См. Доход от имущества

Дюшен, Андре

Определение слова Дюшен, Андре по словарю Брокгауза и Ефрона

Дюшен, Андре (Duchesne Andre, по-латыни Chesnius, Ducheniu s, Queratanius, 1584—1640) — французский историк, называемый отцом франц. истории, королевский географ и историограф. Главный труд его — сборник: "Historiae Francorum scriptores coaetanei ab ipsius gentis origine ad Philippi IV tempora" (П. 1636 — 49), который с 3-го тома продолжал сын его Франсуа (1616 — 1693) и который особенно ценится потому, что значительно пополняет сборник Буке. Из других сочинений Д. более важны: "Historiae Normannorum scriptores antiqui" (П. 1619), "Histoire g &eacute.n&eacute.alogique de la maison de Montmorenc y et de Laval" (П. 1624), "Histoire g &eacute.n&eacute. alogique de la maison de Vergi" (П. 1625). После Д. осталось в рукописи более 100 фолиантов.

Джаз

Определение слова Джаз по Ефремовой

Джаз — 1. Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные шумовые инструменты и певцы-солисты.
2. Увеселительная (обычно танцевальная) музыка, исполняемая таким оркестром.

Определение слова Джаз по Ожегову

Джаз — Оркестр, состоящий Maxime из духовых, ударных и шумовых инструментов


Джаз Предназначенная для такого оркестра музыка, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций

Джаз — описание в Энциклопедическом словаре

Джаз — (англ. jazz) — вид музыки, возникший на рубеже 19 и 20 вв. в среденегритянского населения юга США в результате взаимодействиязападно-африканской и европейской музыкальных культур. Развертываниемузыкальной ткани в джазе отличается импровизационностью, своеобразнымэффектом ритмической иррегулярности (т. н. свинг. также название стиляджаза), достигаемым особой мелодической акцентировкой, рубато и т. п. причеткой метрической пульсации, оригинальной (т. н. джазовой) гармонией. Врусле т. н. классического и современного джаза сложился ряд стилистическихнаправлений. Оказал большое влияние на современную музыку.

Определение слова Джаз по словарю Ушакова

ДЖАЗ, джаза, и ДЖАЗ-БАНД, джаз-банда, м. (англ. jazz-band) (нов.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преимущ. ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения).

Значение слова «Джаз» по БСЭ

Джаз (англ. jazz)
род профессионального музыкального искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур — европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Африканские элементы — полиритмичность, многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме
«зов и ответ», вокальная экспрессивность, импровизационность — вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора — обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово «Д.» первоначально в сочетании
«джаз-банд» стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в Южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орлеанскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Додс, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, так называемые диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за пределы Южных штатов.
В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает так называемый чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художественную ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов — саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки, английское swing) с типичными для него большим составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значительным усилением роли композитора-аранжировщика.
Среди крупнейших представителей свинга — оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гудмен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафонист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В начале 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцевальности, мелодической симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом
«би-боп», принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие современного Д. происходит в борьбе разных течений — так называемого коммерческого, составляющего часть буржуазной развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художественных средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с народными истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и современной музыки. К крупным мастерам современного Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шуллер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В середине 50-х гг. сплав отдельных элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название
«рок-н-ролл» (англ. rockn roll — качайся и катись), затем «биг-бит» (англ. big beat — большой удар), породил течение так называемой поп-музыки (сокращённое от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами буржуазной эстрады, отдельным ансамблям
(«Битлз», «Чикаго» и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.
Распространение Д. за пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на основе национальных традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под руководством Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельхагена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.
Становление Д. в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под руководством В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Государственный эстрадный оркестр под управлением Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании советского стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление советского Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика которых начинает складываться с конца 50-х гг. Они стремятся создавать произведения на материале песенно-танцевального фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под руководством А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Гараняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Геворгяна, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Советского Союза.
Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие музыкального искусства 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях многих крупных композиторов — К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Копленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в советской музыке — И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.
Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926. Мысовский В., Фейертаг В., Джаз, Л., 1960. Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961. Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965. Чернов А., Вялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М. — Л., 1965. Армстронг Л., Моя жизнь в музыке,
«Театр», 1965, № 10, 12. 1966, № 2, 3. Переверзев Л., Из истории джаза, «Музыкальная жизнь», 1966, № 3, 5, 9, 12. Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]. Ojakддr V., Dzдss-musika, Tallinn, 1966.
Л. Б. Переверзев.

Доходно

Определение слова Доходно по Ефремовой

Доходно — Оценка какой-л. ситуации, каких-л. действий как приносящих доход, прибыль.

Дамон и Финтий

Определение слова Дамон и Финтий по словарю Брокгауза и Ефрона

Дамон и Финтий (Dämon и Phintias) — два пифагорейца из Сиракуз, образец истинной дружбы. Финтий за покушение на жизнь Дионисия II был приговорен к смерти, но для устройства семейных дел попросил отпустить его на короткий срок, оставив своего друга Д. заложником вместо себя. Непредвиденные обстоятельства задержали Финтия, и Дамон уже был отведен на место казни. но тут, запыхавшись, является Финтий. Дионисий простил его и просил принять и его третьим в столь тесную дружбу, от чего те отказались. Таков рассказ о них Аристоксена у Ямблиха. По Цицерону, это происходило при Дионисии Старшем. Другие называют иные имена. так, Гигин называет Мера и Селинунтия. История Д. и Ф. служила сюжетом разных поэтических произведений. шиллеровская баллада "Die Bürgschaft" написана по Гигину.

Давила

Значение слова «Давила» по БСЭ

Давила (Davila)
Александреску (12.2.1862, Бухарест, — 19.10.1929, там же), румынский драматург, режиссёр и театральный деятель. Образование получил в Париже. Искусство Д. формировалось под влиянием творчества французского режиссера А. Антуана. В 1902 на сцене бухарестского Национального театра поставлена наиболее значительная пьеса Д. — историческая драма в стихах «Влайку Воде».
В 1905-08 и 1912-14 был директором Национального театра. В 1909 организовал труппу под названием «Компания Давиды», где ставились пьесы У. Шекспира, Мольера, П. Бомарше, О. Уайльда и др. Д. уделял большое внимание румынской драматургии. Следовал принципам К. С. Станиславского. Деятельность Д. способствовала развитию режиссёрского искусства Румынии. Воспитал плеяду крупных румынских актёров и режиссёров. С 1915 из-за болезни не работал в театре.
Лит.: AIterescu S., Tornea F., Teatrul National «II. L. Caragiale», Buc., 1955.

Джалилов

Джалилов — описание в Энциклопедическом словаре

Джалилов — Тохтасын Джалилович (1896-1966) — узбекский композитор, исполнитель на гиджаке, народный артист Узбекистана (1937). Художественныйруководитель Театра музыкальной драмы им. Мукими (1940-49). Музыкальныедрамы, хоры и песни. Собиратель узбекского фольклора.

Значение слова «Джалилов» по БСЭ

Джалилов — Тохтасын (1896, Андижан, — 10.5.1966, Ташкент), советский композитор, народный артист Узбекской ССР (1937). Член КПСС с 1942. В 1925-27 музыкант (играл на гиджаке) узбекской этнографической труппы, возглавляемой Х. Хамзой. В 1929 начал композиторскую деятельность (автор музыки к спектаклям «Дочь садовника» Абдуллы и «Товарищи» Яшена).
В 1935 принимал участие в олимпиаде народных танцев и музыки в Лондоне. В 1934-1936 музыкальный руководитель Ташкентского музыкального театра им. Я. М. Свердлова, в 1937-1940 художественный руководитель Ташкентской филармонии, в 1940-49 — Театра музыкальной драмы им. Мукими. Автор оперы
«Тахир и Зухра» (совместно с Б. Бровцыным, 1-я редакция 1949, 2-я редакция 1955), музыкальных драм «Ойхон» (1929), «Курбан Умаров» (совместно с Я. Шарафутдиновым, 1941), «Мукими» (совместно с Г. А. Мушелем, по пьесе С. Абдуллы, 1954), многих хоров, песен и др. произведений. В творчестве Д. широко использован музыкальный фольклор. Депутат Верховного Совета Узбекской ССР 3-го созыва. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Движение Святости

Определение слова Движение Святости по Религиозному словарю

Движение Святости — Направление позднего протестантизма. Возникло в конце XIX в. в США в методистской среде. Основная концепция движения святости проистекает из протестантской теологической теории о том, что грешник в своей духовной эволюции проходит две ступени: обращение

Девчоночий

Определение слова Девчоночий по Ефремовой

Девчоночий — 1. Относящийся к девчонке (1), девчонкам.
2. Свойственный девчонке (1), характерный для нее.
3. Принадлежащий девчонке (1), девчонкам.

Дайме

Значение слова «Дайме» по БСЭ

Даймевладетельные князья в феодальной Японии. В 14-15 вв. и до конце 16 в. были независимыми от центрального правительства. После незавершённой буржуазной революции 1867-68 Д. в 1869-71 были лишены своих земель. получили большую денежную компенсацию.

Джанибеков

Джанибеков — описание в Энциклопедическом словаре

Джанибеков — Владимир Александрович (р. 1942) — космонавт. Летчик-космонавт СССР (1978), генерал-майор авиации (1985), дважды Герой Советского Союза(1978, 1981). Полеты на «Союзе-26, -27» и орбитальной станции «Салют-6″(январь 1978), «Союзе-39» и орбитальной станции «Салют-6″ (март 1981),»Союзе Т-5. -6» и орбитальной станции «Салют-7» (июнь — июль 1982), «Союзе Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» (июль 1984), «Союзе Т-13» иорбитальной станции «Салют-7» (июнь — сентябрь 1985).

Значение слова «Джанибеков» по БСЭ

ДжанибековВладимир Александрович (р. 13.5.1942, посёлок Искандар Бостанлыкского района Ташкентской области), лётчик-космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза (1978). Член КПСС с 1970. Окончил Ейское высшее авиационное училище лётчиков (ныне им. В. М. Комарова) в 1965, служил лётчиком-инструктором в ВВС. С 1970 в отряде космонавтов. 10-16 января 1978 совместно с О. Г. Макаровым совершил полёт на космическом корабле
«Союз-27» и орбитальной станции «Салют-6» с пристыкованным к ней космическим кораблём «Союз-26» (экипаж Ю. В. Романенко, Г. М. Гречко). Полёт продолжался 5 сут. 23 ч. Возвратился на Землю на космическом корабле «Союз-26».
Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.

Доходы Государственные

Доходы Государственные — описание в Энциклопедическом словаре

Доходы Государственные — доходы государства, используемые дляосуществления его функций. Формируются главным образом за счет налогов, вт. ч. подоходного налога, займов государственных, поступлений от кредитагосударственного, таможенных пошлин и др. См. также Государственный бюджет.

Определение слова Доходы Государственные по Бизнес словарю

Доходы Государственные — доходы государства, полученные за счет взимания налогов, таможенных пошлин, прочих платежей, доходов от внешнеторговых операций, иностранных кредитов, прибыли от исполнения госбюджета, дохода от эмиссии денежных знаков, государственных бумаг, прибыли от операций с собственностью за рубежом. Д.г. определяют реальную величину доходной части госбюджета страны.

Определение «Доходы Государственные» по БСЭ

Доходы государственные — см. Государственные доходы.

Данвиль

Определение слова Данвиль по словарю Брокгауза и Ефрона

Данвиль (Danville) — название многих городов и местностей в Северо-Американских Соединенных Штатах. Важнейшие: 1) город в штате Иллинойс, в 200 км к Ю от Чикаго. 11491 житель (1890). значительная добыча каменного угля. город быстро развивается. здесь пересекаются 5 железных дорог. — 2) город в Пенсильвании. 8000 жителей. сильно развито железное производство. — 3) город в Кентукки. 3400 жителей. училище для глухонемых и 2 высших учебных заведения. — 4) город в Виргинии, на Дан-Ривере. 10305 жителей. значительная табачная фабрика.

Джанкой

Джанкой — описание в Энциклопедическом словаре

Джанкой — город (с 1926) в Крыму. Железнодорожный узел. 54,5 тыс. жителей(1991). Машиностроительный, железобетонных конструкций и другие заводы. пищевкусовая (консервная, мясная и др.) промышленность.

Определение слова Джанкой по словарю Брокгауза и Ефрона

Джанкойстанция Лозово-Севастопольской железной дороги. здесь же начало Феодосийской железной дороги. На месте Джанкойской станции была прежде татарская деревня, опустевшая по выселении татар в Турцию, в 1860—1866 г. Быстро развивающийся торговый поселок. существует предположение преобразовать его в уездный город, упразднив Перекоп. П. Г.

Значение слова «Джанкой» по БСЭ

Джанкойгород (с 1926) в Крымской области УССР. Ж.-д. узел. 43 тыс. жителей (1970). Заводы: машиностроительный, ремонтно-механический, железобетонных изделий, плодоконсервный, винодельческий, молочный. Мясокомбинат. Предприятия ж.-д. транспорта.

Доцеживать

Определение слова Доцеживать по Ефремовой

Доцеживать — 1. Кончать цедить.
2. Цедить что-л. до конца.
3. Цедить до определенного предела.

Определение слова Доцеживать по словарю Даля

Доцеживать
доцедить что, дополнять, нацеживая что во что. | оканчивать цеженье. цедить до чего. -ся, быть доцежену. цедить до чего, до каких последствий. Доцеживанье длит. доцеженье окончат. доцед м. доцедка ж. об. действ. по глаг.

Дане

Определение слова Дане по словарю Брокгауза и Ефрона

Дане (Пьер Dan&egrave.s, Danesius) — французский богослов и эллинист (1497—1577). изучал древние языки под руководством Гильома Бюде и Иоанна Ласкариса и первый из французов получил кафедру греч. яз. в 1530 г. Его блестящие лекции создали целую школу. В числе учеников Д. славятся Амио, Дора и Бриссон. Поездка по Италии дала возможность Д. осмотреть лучшие библиотеки и близко сойтись с учеными, которые выбрали его третейским судьею в споре Рамюса и Гувеа относительно Аристотеля. По возвращении в Париж Д. был отправлен на Тридентский собор королем Франциском I в качестве представителя Сорбонны и до конца собора был единственным представителем галликанской церкви. Генрих II назначил его лаворским еп. и поручил воспитание наследника престола. Литературная деятельность его (под псевдонимом Bellocirius) сосредоточена на издании классиков с комментариями: Юстуса-Флора, Секста-Руфа (1519) и Плиния (1532). Полное собрание его сочинений, "Eloges et Opuscules", издано его потомком, Пьерром-Илларием Д. в 1737 г.

Джатра

Джатра — описание в Энциклопедическом словаре

Джатра — музыкальное танцевальное представление в Индии. Такжедраматический жанр, возникший в 16-17 вв.. в кон. 19-20 вв. обогащаетсятемами и сюжетами исторического содержания.

Значение слова «Джатра» по БСЭ

Джатра — музыкально-танцевальное представление в Индии (Бенгалия и Орисса). Возникло в глубокой древности из пастушеских игр и религиозных процессий культа Винту-Кришны. Д. объединяет танец, пантомиму, слово, инструментальную и вокальную музыку, с преобладанием последней. Возникновение Д. как литературного жанра относится к 16-17 вв. Из драматургов и композиторов, создававших Д., наиболее известен К. Госвами (1810-1888), которому принадлежат Д.
«Встреча с Бхаратой», «Нимай Саньяса», «Свапнавиласа», «Рай Унмадини» и др. В конце 19 — начале 20 вв. Д. обогащается новыми темами, героями становятся выдающиеся исторические личности, борцы за национальное освобождение (Д. «Шах Джатан», «Мир Касим» Рая и др.).
Исполнители Д. — юноши и мужчины. Оркестр включает ударные и духовые музыкальные национальные инструменты и небольшую переносную фисгармонию. Главный певец — бибек — ведёт комментарий, поясняя зрителям ход театрального действия.
Д. оказала влияние на творчество многих индийских драматургов. В стиле Д. создавали произведения Р. Тагор, Г. Гхош и Д. Рай. Многие тексты принадлежат А. Тагору. Деятели современного индийского театра делают попытки перенести некоторые сценические приёмы Д. на профессиональную сцену. Выдающимся индийским актёром, исполнявшим роли в Д., был Шишир Кумар Бхадури.
М. П. Бабкина.

Данзас

Определение слова Данзас по словарю Брокгауза и Ефрона

Данзас (Константин Карлович)товарищ и друг Пушкина, с которым он вместе был в Лицее, его секундант на дуэли, свидетель последних часов его жизни (1800—1870). Служил сначала в инженерном корпусе, затем на Кавказе, с отличием сражался в 1828 г. в персидской войне. В 1829 г. он принимал участие в главных сражениях с турками на Балканском полуострове. В 1833 г. поступил в строительный департамент по морской части, в 1838 г. — опять в спб. инженерную команду, но из-за ссоры с начальником переведен был, в чине полковника, на Кавказ, в Текинский пехотный полк, с которым участвовал в экспедициях против горцев. В 1856 г. поступил чиновником в спб. комиссариатскую комиссию, но в том же году вышел в отставку генерал-майором. Д. умер в бедности, без семьи. его похоронили за счет казны. Открытый, прямодушный характер и саркастический взгляд на людей не дали Д. возможности иметь большие успехи по службе. Пушкин очень любил Данзаса, которому, умирая, отдал на память со своей руки кольцо. Со слов Д. Н. А. Амосов составил известную брошюру "Последние часы жизни Пушкина".

Дампира Земля

Определение «Дампира Земля» по БСЭ

Дампира Земля (Dampier Land)
низменный полуостров на С.-З. Австралии, между заливами Робак на З. и Кингна В. Площадь около 15 тыс.км2. На песчаных почвах заросли ксерофитных кустарников акаций и разрежённый злаковый покров. на В. — типичные саванны на аллювиальных почвах. Овцеводство. На западном берегу порт Брум. Назван в честь У. Дампира.

Джебель

Джебель — описание в Энциклопедическом словаре

Джебель — (арабское) — гора, хребет. Встречается также в географическихназваниях, напр. хр. Джебель-эш-Шарки.

Определение слова Джебель по словарю Брокгауза и Ефрона

Джебель (Gebel, Djebel, по-араб. "гора, горная вершина") — входит в образование многих географических арабских названий, например гористая местность Д.-Шамара (Шомер) в Неджеде, горная цепь Д.-эль-Йемен, идущая от Баб-эль-Мандебского пролива, и др. См. Аравия.

Даниил, основатель Выговской пустыни

Определение слова Даниил, основатель Выговской пустыни по словарю Брокгауза и Ефрона

Даниил, основатель Выговской пустыни (1653—1733) — основатель и первый настоятель Выговской раскольничьей "киновии", до совращения в расколдьячок церк. Шунгского погоста. См. Выгорецкая пустынь и Денисовы.

Дангрэк

Значение слова «Дангрэк» по БСЭ

Дангрэк — Донг-Рек, холмистая возвышенность в Индокитае, на границе между Таиландом на С., Камбоджей и Лаосом на Ю. Длина около 300 км, наибольшая высота 761 м (г. Дангрэк). К западу постепенно понижается до 300-500 м. Сев. склон невысокий, пологий, постепенно переходит в плато Корат. южныйкрутой, с глубоким расчленением. Вершины мягких очертаний, удобные перевалы. Сложен преимущественно песчаниками. Климат субэкваториальный с муссонным режимом осадков (до 2 тыс.мм в год на южном склоне). Влажные тропические леса на горных латеритных почвах.

Джелал-Ад-Дин (? 1231)

Джелал-Ад-Дин (? 1231) — описание в Энциклопедическом словаре

Джелал-Ад-Дин (? 1231) — хорезмшах с 1220, полководец. Возглавлял борьбус монголо-татарскими завоевателями на территории Ср. Азии и Хорасана. Егопоходы с 1224 в Иран и Закавказье сопровождались грабежами местногонаселения. Разбит монголо-татарами в Азербайджане. Убит курдами.

Дошатывать

Определение слова Дошатывать по Ефремовой

Дошатывать — 1. Кончать шатать.
2. Расшатывать что-л. до конца.
3. Шатать до определенного предела.

Определение слова Дошатывать по словарю Ушакова

ДОШАТЫВАТЬ
дошатываю, дошатываешь (разг.). Несов. к дошатать.

Определение слова Дошатывать по словарю Даля

Дошатывать
дошатать, дошатнуть что, шатать, трясти, качать, колебать до конца или до чего. -ся, быть дошатываему. | шатать что, или шататься (слоняться), до каких последствий. Дошатнуть что до какого места, докачнуть. -ся, докачнуться. Дошатыванье длит. дошатанье окончат. действ. по глаг.

Данило

Определение слова Данило по словарю Брокгауза и Ефрона

Данило — три личности в русских былинах и побывальщинах: 1) Д. Денисьевич или Игнатьевич — лицо эпизодическое, упоминаемое как старый отец богатырского сына Ивана или Михаила. Былины о последнем богатыре обыкновенно начинаются описанием пира у кн. Владимира. Старый богатырь Д., 90 лет, один сидит невесел. На вопрос князя о причине грусти он говорит, что желал бы идти в монастырь душу спасать. Князь спрашивает, на кого он оставляет Киев. Д. отвечает, что за Киев будет стоять его малолетний сын Иван Данилович. Далее идет рассказ о подвигах сына (см. Иван Данилович). Когда сын вызжает против осадивших Киев татар, он берет благословение в м-ре у отца, который научает его, как достать богатырского коня, сбрую и проч. Не дождавшись возвращения сына, Д., беспокоясь о его судьбе, вооружается, выезжает из м-ря на поиски и встречает богатыря, которого принимает за убийцу своего сына и хочет убить. Оказывается, что богатырь — неузнанный им сын. Дело разъясняется, и Д. возвращается в м-рь. Д. встречается в 4-х былинах: в "Сборнике" Киреевского (вып. III, стр. 39 и 41), в "Сборн." Рыбникова (ч. III, № 22) и в "Сборн." Гильфердинга (№ 192), а также в "Ист. о киевcк. богатыре, Михаиле сыне Даниловиче", напечатанной по рукописи XVIII в. акад. А. Н. Веселовским в его "Южнорусских былинах" (I, стр. 20-27). Разбор перечисленных былин см. в названном исследовании акад. Веселовского(№ 1). Тип богатыря-монаха, на время покидающего келию, чтобы отразить неприятеля или спасти сына, известен и средневековым европейским рыцарским поэмам и романам (см А. И. Кирпичникова, "Поэмы ломбардского цикла", стр. 70, 206 и след). Ср. также Jakob Grimm, "Deutsche Heldensage" (стр. 340). 2) Д. Ловчанин. Трагическая судьба его составляет содержание только двух былин, вошедших в "Сборн." Киреевского (вып. III, стр. 28-32, 32-33) и различающихся лишь в частностях. Рассказ открывается пиром у кн. Владимира и обычным хвастовством богатырей. Владимир жалуется, что все богатыри переженены, а он холост. Коварный Путятин Путятович (или Мишатко Путятович) указывает ему на красавицу жену Д. Ловчанина и дает князю совет отправить Д. на опасную охоту за зверем лютым или за львом. Д. едет сначала к жене, которая, подозревая угрожающую мужу опасность, дает ему с собою колчан с 300 стрел. Счастливо убив зверя, богатырь отдыхает в чистом поле. В это время к нему подъезжает русская дружина, посланная против него кн. Владимиром. Д. избивает русскую силу, но когда видит, что против него выезжают два брата — родной, Никита, и названный, Добрыня Никитич, — он в отчаянии закалывается. Верная жена Настасья (иначе Василиса) Никулична, за которою приезжает сам кн. Владимир, просит у последнего позволения проститься с трупом мужа, лежащим в чистом поле. Отправившись туда, она над трупом мужа вонзает себе в грудь булатный нож и падает мертвая. Такими образом исполнились слова Ильи Муромца, предупреждавшего князя Вдадимира: "Изведешь ты ясного сокола, не поймать тебе белой лебеди". Содержание былины о Д. Ловчанине и его жене в связи с многочисленными аналогичными сказками анализировано А. Н. Веселовским в его "Южнорус. былинах" (№ XI) и в "Мелких заметках к былинам" ("Ж. м. н. пр.", 1885, декабрь). На древнее имя богатыря наслоились различные сказочные бродячие сюжеты. Можно думать, что имя Д. принадлежало историческому лицу, которого судьба была сначала предметом песни, перешедшей затем на ступень былин. Обнаженный от прочих деталей сюжет несколько напоминает трагическую смерть исторического суздальского кн. Д. Александровича, описанную в известном сказании о начале Москвы ("Временник моск. общества истории и древностей", 1851 г., кн. XL). Можно предположить с значительной вероятностью, что полузабытое народное предание об убиении князя Д. из-за жены двумя близкими к нему людьми и притом на охоте могло повлиять на наименование Д. Ловчанином богатыря, трагически погибшего на охоте из-за жены. Подтверждением вышеприведенному объяснению имени Д. Ловчанина может служить и тот факт, что былины о нем известны не на севере, а в пределах Московского великого княжества и царства. По многим признакам, они относятся к суздальскому и даже московскому периоду. Обстановка, среди которой поставлен Д. Ловчанин, по справедливому замечанию Ор. Миллера (Илья Муромец, стр. 620), только по внешности старая киевская, на самом же деле иная, позднейшая. Действительно, на пиру Владимира — бояре, которые хвалятся поместьями, вотчинами, Владимир своим деспотизмом напоминает скоре Ивана Грозного, чем киевское "Красное Солнышко". богатырь Добрыня, нарушающий крестное целование и выезжающий по приказу князя против названного брата, также мало похож на Добрыню других былин и напоминает царского опричника. 3) Данило Бессчастный, иначе Д. Горегорянин или Дворянин — бессчастный молодец является героем нескольких русских побывальщин и сказок (см. Афанасьева, №№ 178 и 179: "Песни" Рыбникова, вып. II, № 51. Садовникова, "Сказки и предания Самарского края", № 18. Драгоманова, "Малорусские народные предания и рассказы", стр. 295. Рудченка, "Народные южнорусские сказки", вып. II, № 34 и др.). В некоторых из сказок о Д. сохранились следы былинного склада. Главную роль в них играет вещая жена Д., помогающая мужу исполнить трудные задачи, возложенные на него князем Владимиром или царем. Разбор сюжета сказок о Д. см. в "Южнорусских былинах" академика А. Н. Веселовского (№ XI) и в его же "Мелких заметках к былинам" в "Ж. м. н. пр.", 1885, декабрь. Кавказские параллели того же сюжета указаны проф. Всев. Миллером (см. его "Экскурсы в область русск. народного эпоса, прилож. стр. 26-28). Соображения проф. П. А. Бессонова о связи имени Д. Бесчастного с именем Даниила Заточника" см. в заметке ко 2 ч. "Песен", собр. Рыбниковым. стр. LI. Вс. Миллер.

Даргавс

Значение слова «Даргавс» по БСЭ

Даргавсгорное селение на р. Гизельдон в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР. Окрестности Д. богаты археологическими памятниками от эпохи бронзы до позднего средневековья. На территории Д. в 7-11 вв. существовал аланский посёлок с обширным кладбищем из каменных ящиков. В Д. сохранились средневековые многоэтажные боевые башни. Уникален
«городок мёртвых» — комплекс из 99 надземных 2- 4-этажных каменных склепов. В 1967-68 в них выявлен богатейший инвентарь 17-19 вв., характеризующий быт осетин и их связи с Россией.
Лит.: Уварова П. С., Могильники Северного Кавказа, в сборнике: Материалы по археологии Кавказа, в. 8, М., 1900. Семенов Л. П., Археологические разыскания в Северной Осетии, в сборнике: Изв. Северо-Осетинского научно-исследовательского института, т. 12, Дзауджикау, 1948.
Е. И. Крупнов.

Джемс (Jams) Уильям

Определение слова Джемс (Jams) Уильям по Психологическому словарю

Джемс (Jams) Уильям — Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, Нью — Йорк — 16.08.1910) — американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма — . Рассматривал сознание — , понимаемое как п

Дошвырнуть

Определение слова Дошвырнуть по Ефремовой

Дошвырнуть — Швырнув, добросить до определенного места.

Определение слова Дошвырнуть по словарю Ушакова

ДОШВЫРНУТЬ
дошвырну, дошвырнёшь, сов. (к дошвыривать), что (разг.). Швырнуть до определенного места, докинуть, добросить. Дошвырнул чалку до пристани.

Данилевский, Григорий Петрович

Определение слова Данилевский, Григорий Петрович по словарю Брокгауза и Ефрона

Данилевский, Григорий Петровичизвестный романист. Родился 14 апреля 1829 г. в богатой дворянской семье (см. выше) Харьковской губернии, учился в Московском университетском пансионе и Петербургском университете, где в 1850 г. кончил курс со степенью кандидата прав. За год до того он по ошибке был привлечен к делу Петрашевского и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости в одиночном заключении. С 1850 по 57 г. Д. служил в министерстве народного просвещения чиновником особых поручений и неоднократно получал командировки в архивы южных монастырей. В 1856 г. он был одним из писателей, посланных вел. кн. Константином Николаевичем для изучения различных окраин России. Ему было поручено описание прибрежьев Азовского моря и устьев Дона. Выйдя в 1857 г. в отставку, Д. надолго поселился в своих имениях, был депутатом харьковского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, позднее членом училищного совета, губернским гласным и членом Харьковской губернской земской управы, почетным мировым судьей, ездил с земскими депутациями в Петербург и т. д. В 1868 г. Д. поступил было в присяжные поверенные Харьковского окр., но вскоре получил место помощника главного редактора "Правительственного вестника", а в 1881 г. был назначен главным редактором газеты. состоял также членом совета главного управления по делам печати. Умер в Петербурге 6 дек. 1890 г. Довольно высокое официальное положение Д. нимало не ослабило в нем ни страстного стремления к литературной деятельности, ни, в общем, "либеральной" ее окраски. Печатал он свои большие произведения 70-х и 80-х гг. исключительно в "Вестнике Европы" и "Русск. мысли", а в библиографическом отделе официального "Правит. вестника" весьма часто давались благоприятные отзывы о литературных явлениях, которые в изданиях консервативного лагеря встречали самую резкую оценку. Литературную деятельность свою Д. начал мало замечательными стихами: поэма из мексиканской жизни "Гвая-Лир", "Украинские сказки" (имели, впрочем, 8 изд.), "Крымские стихот." (1851), переводы из Шекспира ("Ричард III", "Цимбелин"), Байрона, Мицкевича и др. Удачнее были повести из малороссийского быта и старины, собранные в 1854 г. в книжку "Слобожане". Первый роман, обративший на Д. внимание большой публики, — "Беглые в Новороссии" (1862), подписанный псевдонимом "Д. Скавронский". За ним последовали "Беглые воротились" (1863) и "Новые места" (1867). В 1874 г. появился "Девятый вал". Повестью "Потемкин на Дунае" (1878) начинается вторая половина литературной деятельности Д., почти исключительно посвященная исторической беллетристике. Одно за одним появляются: "Мирович" (1879). "На Индию при Петре" (1880). "Княжна Тараканова" (1883). "Сожженная Москва" (1886). "Черный год" (1888) и ряд рассказов из семейной старины. Полное собрание соч. Д. (сначала в 4, позднее в 9 т.) выдержало с 1876 г. 7 изданий (печатавшихся, впрочем, в небольшом количестве экземпляров). В 1866 году Д. издал книгу "Украинская старина" (истор. и биограф. очерки), удостоенную малой Уваровской премии. Из биограф. данных о Д. можно отметить предисловие С. Трубачева к 6 изд. и переписку Д. (Харьков, 1893), из критических — Ник. Соловьева в его книге "Искусство и жизнь" и П. Сокальского в "Рус. мысли", 1886 г., № 11 и 12. Hепосредственно художественное дарование Д. невелико. Ему совсем не удается характеристика и отделка отдельных лиц. у него никогда не хватает терпения стройно и последовательно довести интригу до конца, он всегда торопливо распутывает ее кое-как, благодаря чему ни один роман его не обходится без того, чтобы на сцену не появился какой-нибудь deus ex machina. Это сообщает произведениям его характер анекдотичности, а подчас и мелодраматичности. Но Д. бесспорно занимательный рассказчик, и, за исключением "Девятого вала", все вышедшее из под его пера читается с большим интересом. Тайна этого интереса лежит в самом выборе сюжетов. "Девятый вал" потому и скучен, что взята в общем обыденная тема, в которую только изредка вкраплены излюбленные Д. уголовные мотивы. Во всех же остальных его произведениях сюжеты самые экстраординарные. Три "бытовых", по намерению автора, романа Д., образующие известную трилогию, посвященную изображению оригинальной жизни Приазовского края ("Беглые в Новороссии", "Беглые воротились" и "Новые места"), не составляют исключения. Критика Зап. Европы, где Д. пользуется большою популярностью (существует около 100 переводов разных его сочинений), справедливо дала ему за эту трилогию эпитет "русского Купера". И действительно, жизнь наших правда поэтичных в своем приволье, но по общему представлению столь мирных новороссийских степей под кистью Д. получает необыкновенно романтическую окраску. Похищение женщин, лихие подвиги разбойников, величавые беглые, фальшивые монетчики, бешеные погони, убийства, подкопы, вооруженное сопротивление властям и даже смертная казнь — вот на каком непривычном для русского реализма фоне разыгрываются чрезвычайные события трилогии. Один из немногих в русской критике апологетов Д., П. Сокальский, основываясь на второстепенных, в сущности, подробностях и эпизодах трилогии, усматривает в ней "поэзию борьбы и труда". Сам автор в лирических отступлениях и постоянном приравнивании Новороссии к "штатам по Миссисипи", тоже весьма ясно обнаруживает свое стремление придать приобретательским подвигам своих героев характер протеста против крепостной апатии, одним мертвым кольцом охватившей и барина, и мужика. Не следует забывать, что трилогия Д. была задумана и частью даже написана в ту эпоху, когда деловитость как противоядие косности соблазняла самых крупных писателей наших. Известно, однако же, что попытки идеализирования Штольцев ни к чему не привели. Нечего, следовательно, удивляться, что и второстепенному таланту Д. не удалось выделить в погоне за наживой элементы душевного порыва к сильному и яркому. Спекуляторы его только спекуляторами и остались. Вот почему вместо "поэзии борьбы и труда" гораздо вернее будет усматривать вместе с критикою 60-х гг. в трилогии одну только "художественную этнографию". В 1870 годах Д. в "Девятом вале" в лице Ветлугина сделал попытку прямого апофеозирования "делового" человека. но на этот раз получилось нечто до такой степени безжизненное, что самые горячие защитники Д. признали попытку безусловно неудачной. Исторические романы Д. уступают художественно-этнографическим произведениям его в свежести и воодушевлении, но они гораздо зрелее по исполнению. В них меньше характерной для Д. торопливости, и стремление к эффектности не идет дальше желания схватывать яркие черты эпохи. Писал Д. свои исторические романы, почти исключительно посвященные 2-й половине прошлого столетия, с большой тщательностью и с прекрасной подготовкой. Он был большой знаток 18-го в. не только по книгам, но и по живым семейным преданиям, сообщенным ему умною и талантливою матерью. Отдельные личности, как и в бытовых романах, мало ему удаются, но общий колорит он схватывает очень удачно. Лучший из исторических романов Д. — "Черный год". Правда, личность Пугачева вышла недостаточно яркой, но понимание психологии масс местами доходит до истинной глубины. К числу наименее удачных романов Д. нельзя не причислить "Сожженную Москву", где соперничество с Толстым оказалось слишком опасным. С. Венгеров.

Даровской

Значение слова «Даровской» по БСЭ

Даровскойпосёлок городского типа, центр Даровского района Кировской обл. РСФСР. Расположен на р. Кобра (бассейн Вятки), в 63 км к С.-З. от ж.-д. узла Котельнич. Льно- и маслозаводы, крахмало-паточный завод, мясо- и хлебокомбинаты, леспромхоз, птицефабрика. Народный театр.

Джентиле

Джентиле — описание в Энциклопедическом словаре

Джентиле — (Gentile) Джованни (1875-1944) — итальянский философ, представитель неогегельянства, один из идеологов фашизма. Создал системут. н. актуализма: единственная реальностьактуальный мыслительныйпроцесс. Министр просвещения в правительстве Муссолини (1922-24).обосновывал тотальное подчинение личности государству.

Значение слова «Джентиле» по БСЭ

Джентиле (Gentile)
Джованни (30.5.1875, Кастельветрано, — 15.4.1944, Флоренция), итальянский философ-неогегельянец, один из идеологов Фашизма. Был министром просвещения в правительстве Муссолини (1922-24). Профессор истории философии в университетах Палермо (с 1907), Пизы (с 1914) и Рима (1917-44). Философская система Д., так называемый актуализм, — один из субъективно-идеалистических вариантов неогегельянства. Учение Гегеля Д. реформировал с позиций, близких к фихтеанским, сводя реальность к текущему мыслительному процессу — к
«акту мысли», к «мысли мыслящей». причём последняя в качестве действительной реальности противопоставлялась не только всему объективному миру, но и прошлой мысли («мысли помысленной») как «окаменевшему», материализованному (и потому переставшему быть диалектическим) мыслительному процессу.
Вступив в сотрудничество с фашистским правительством, Д. стал апологетом тоталитаристского государства как якобы воплощения нравственного духа. Д. призывал к «тотальному» подчинению личности государственному целому и «растворению»
индивида в политической истории.
Соч.: Opere complete, v. 1-16, Firenze, 1935-46.
Лит.: Эфиров С. А., Итальянская буржуазная философия 20 в.,. М., 1968, гл. 2. G. Gentile. La vita e il pensiero, v. 3,6, Firenze, 1950-54. Harris Н. S., The social philosophy of G. Gentile, Urbana, 1960.
С. А. Эфиров.

Дощатый

Определение слова Дощатый по Ефремовой

Дощатый — Сделанный из досок.

Определение слова Дощатый по Ожегову

Дощатый — Сделанный из досок

Определение слова Дощатый по словарю Ушакова

ДОЩАТЫЙ
(или досчатый), дощатая, дощатое. Построенный из отдельных досок. Дощатый забор.

Данненберг, Петр Андреевич

Определение слова Данненберг, Петр Андреевич по словарю Брокгауза и Ефрона

Данненберг, Петр Андреевичгенерал от инфантерии (1792—1872). окончив образование в Лесном институте, поступил в училище колонновожатых, а оттуда в военную службу. Участвовал в походах 1812, 13 и 14 гг. и в польской войне 1830-31 г., до которой состоял при цесаревиче Константине Павловиче. Командуя 4-м пехотн. корпусом, вступил в 1853 г. в пределы дунайских княжеств, где участвовал, отчасти как самостоятельный распорядитель, в разных делах с турками. В 1854 г., 24 окт., несчастным Инкерманским сражением Данненберг завершил свое боевое поприще. он был назначен членом военного совета.

Датчики биологические

Определение «Датчики биологические» по БСЭ

Датчики биологическиетехнические измерительные устройства, укрепляемые на теле животного, человека, на растении для регистрации биологических процессов. Современные Д. б. преобразуют исследуемую биофизическую или биохимическую величину в какие-либо электрические сигналы. Д. б., регистрирующие физиологические показатели, называются физиологическими. Д. б. применяют в биотелеметрии, при дистанционном наблюдении поведения животных в природных или близких к ним условиях (например, при изучении миграций рыб, птиц и др.), в экологических исследованиях, при изучении состояния организма лётчиков, космонавтов, в физиологии труда и спорта, в клинике. Одни Д. б. накладывают на поверхность тела (например, термопары при измерении температуры кожи, электроды при электроэнцефало- и электрокардиографии, датчики, прикрепляемые к животному для регистрации его движений в испытательной камере, вольере и т. д.). другие Д.б. вводят внутрь организма: вживляют (например, электроды в мозг), вводят с помощью зонда или в виде т. н. радиокапсулы в полость желудка, сердца и др. органы. Д. б. различают по регистрируемому показателю (движение, рост, дыхание, сердечная деятельность и др.), а также по характеру контакта с организмом и принципу действия. См. Датчик.

Джерид

Джерид — описание в Энциклопедическом словаре

Джерид — (Шотт-эль-Джерид) — бессточная впадина в центральной части Туниса, на высоте 16 м. Длина 120 км, ширина 60 км. В период зимних дождейпревращается в мелкое соленое озеро. в сухое время года пересыхает.

Определение слова Джерид по словарю Брокгауза и Ефрона

Джериднациональное оружие курдов, род гибкого тростникового копья. Д. были в обращении у арабов и монголов, от которых перешли и в древнее русское вооружение. У азиатских народов Д. иногда называются тростниковые жерди, которыми бросают друг в друга при джигитовке. П. ф. В.

Значение слова «Джерид» по БСЭ

Джерид — Шотт-эль-Джерид, бессточная впадина в центральной части Туниса, на высоте 16 м над уровнем моря. Длина 120 км, ширина 60 км. В период дождей (зимой) наполняется водой и превращается в солёное озеро. В сухое время года Д. пересыхает. По краям впадинывыходы пресных грунтовых вод и артезианские колодцы, вокруг которых расположены оазисы.


Джерид — джирит, тонкое короткое метательное копьё, которое носили в особом небольшом колчане (джиде). В странах Ближнего Востока и у арабов Д. называлось упражнение всадника с копьём, а также само копьё, метаемое на скаку. Применялся в бою русскими воинами 15-17 вв.

Дра

Дра — описание в Энциклопедическом словаре

Дра — (Уэд-Дра) — река в Марокко. 1150 км, площадь бассейна 15,1 тыс. км2.Истоки в Высоком Атласе, впадает (во время половодий) в Атлантический ок. Постоянное течение в горах (ок. 200 км), ниже вода почти полностьюиспользуется для орошения.

Значение слова «Дра» по БСЭ

Дра — Уэд-Дра, река на С.-З. Африки, в Марокко. Длина 1150 км. Берёт начало на южном склоне Высокого Атласа истоками Дадес и Имини, течёт к Атлантическому океану. Постоянное течение реки составляет 200 км, т.к. её воды почти полностью используются для орошения. Вода доходит до океана лишь в периоды таяния снегов в горах. Долина Д. густо заселена.

Данте-да-Маяно

Определение слова Данте-да-Маяно по словарю Брокгауза и Ефрона

Данте-да-Маяно (Dante da Majano) — итальянский поэт второй половины XIII столетия, современник Д. Алигьери. Его песни доставили ему у современников славу лучшего народного поэта. Он — автор нескольких баллад, сонетов, лирических стихотворений. написанных в духе провансальской поэзии. Некоторые его стихотворения посвящены сицилианке Нине, которая в честь его называла себя "La Nina di Dante". Его сочинения помещены в "Raccolta di rime antiche toscane" (1817), в "Souetti e Canzoni di diversi antichi autori Toscani" (1527), в "Manuale della letteratura Italiana del primo secolo" (1856) Нануччи и др. Ср. Borgognoni, "D. da Majano" (1882). Novati, "D. da Majano et Adolfo Borgognoni" (1883).

Д Аламбер

Д Аламбер — описание в Энциклопедическом словаре

Д Аламбер — (D Alembert) Жан Лерон (1717-83) — французский математик, механик и философ-просветитель, иностранный почетный член Петербургской АН(1764). В 1751-57 вместе с Д. Дидро редактор «Энциклопедии». Сформулировалправила составления дифференциальных уравнений движения материальныхсистем (см. Д Аламбера принцип). Обосновал теорию возмущения планет. Трудыпо математическому анализу, теории дифференциальных уравнений, теориирядов, алгебре.

Драгоманский

Определение слова Драгоманский по Ефремовой

Драгоманский — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: драгоман, связанный с ним.
2. Свойственный драгоману, характерный для него.
3. Принадлежащий драгоману.

Определение слова Драгоманский по словарю Ушакова

ДРАГОМАНСКИЙ
драгоманская, драгоманское (спец.). Прил. к драгоман.