Ячейка партийная

Что такое Ячейка партийная

Определение «Ячейка партийная» по БСЭ

Ячейка партийная — название первичной партийной организации до 1934 в КПСС. Термины «социал-демократическая ячейка», «партийная ячейка» появились в дооктябрьский период. В Устав партии раздел о Я. п. впервые внесла 8-я Всероссийская конференция РКП (б) в декабре 1919.

Ящурный институт

Что такое Ящурный институт

Определение «Ящурный институт» по БСЭ

Ящурный институт — Всесоюзный научно-исследовательский МСХ СССР (ВНИЯИ), головное научно-исследовательское учреждение по изучению ящура в СССР. Организован в 1958 (г. Владимир). Имеет научные лаборатории, которые ведут научно-практические исследования по отдельным проблемам ящура: эпизоотологии, диагностике ящура животных, совершенствованию мер борьбы с ним, разработке и усовершенствованию технологии производства противоящурных биопрепаратов, по изучению биофизических, биохимических и генетических особенностей возбудителя этой инфекции, а также по другим вопросам. институт осуществляет научно-методическое руководство работой специализированных лабораторий других научно-исследовательских ветеринарных учреждений страны, а также сотрудничает с институтами и организациями других стран, изучающими ящур.

Язвочка

Что такое Язвочка

Определение слова Язвочка по Ефремовой

Язвочка — 1. Уменьш. к сущ.: язва (1*1).
2. Ласк. к сущ.: язва (1*1).


1. Уменьш. к сущ.: язва (2*1).
2. Ласк. к сущ.: язва (2*1).

Определение слова Язвочка по словарю Ушакова

ЯЗВОЧКА
язвочки, ж. Уменьш. к язва в 1 знач.

Язык

Что такое Язык

Определение слова Язык по Ефремовой

Язык — 1. Подвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека, способствующий захватыванию, пережевыванию и т.п. пищи. // Такой орган как орган вкуса. // Такой орган, участвующий в образовании звуков речи (у человека).
2. Кушанье, приготовленное из такого мышечного органа (обычно коровьего или свиного).
3. перен. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.
4. перен. разг. Название того, что имеет удлиненную, вытянутую форму.


1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. // Такая система как предмет изучения или преподавания.
2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. // Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. // Манера выражения, свойственная кому-л.
3. Способность говорить, выражая словесно свои мысли.
4. Система знаков, передающих информацию. то, что служит средством бессловесного общения. // То, что выражает или объясняет собою что-л.


1. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения.
2. устар. Проводник, переводчик.


Народ, народность, нация.

Определение слова Язык по Ожегову

Язык — Речь, способность говорить


Язык Такой орган животного как кушанье


Язык Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль 1 N3


Язык Народ, нация


Язык Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию


Язык То, что выражает, объясняет собой что-нибудь


Язык О чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму


Язык Металлический стержень, производящий звон ударами о стенки


Язык Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе


Язык Пленный, захваченный для получения нужных сведений


Язык Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции

Язык — описание в Энциклопедическом словаре

Язык — естественный язык, важнейшее средство человеческого общения.Язык неразрывно связан с мышлением. является социальным средством храненияи передачи информации, одним из средств управления человеческимповедением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессесовместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновениечленораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развитиячеловека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи. Языки мираразличаются строением, словарным составом и др., однако всем языкамприсущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка(напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др.Язык изменяется во времени (см. Диахрония), может перестать использоватьсяв сфере общения (мертвые языки). Разновидности языка (национальный язык,литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную рольв жизни общества…2) Любая знаковая система, напр. язык математики, кино,язык жестов. См. также: Искусственные языки, Язык программирования…3) Тоже, что стиль (язык романа, язык газеты).


в анатомии — у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (урыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. Участвует взахвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). На языкерасположены вкусовые рецепторы.

Определение слова Язык по Психологическому словарю

Язык — Языксистема знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.

Определение слова Язык по Логическому словарю

Язык —  — знаковая система, используемая для целей коммуника­ции и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом язы­ке помимо словаря также синтаксиса и семантики. Природа и значе­ние языкового знака не могут быть поняты вне языковой системы. Все языки могут быть разделены на естественные, искус­ственные и частично искусственные. Первые возника­ют спонтанно в процессе общения членов некоторой социальной группы (напр., этнические языки). вторые создаются людьми для к.-л. специальных целей (напр., языки математики, логики, шифры и т. п.). Языки естественных и гуманитарных наук относятся к частич­но искусственным. Характерной особенностью искусственных язы­ков является однозначная определенность их словаря, правил обра­зования и значения. Эти языки генетически и функционально вто­ричны в отношении естественного языка. первые возникают на базе второго и могут функционировать только в связи с ним. По вопросу об отношении языка к действительности имеются две противоположные точки зрения. Согласно первой из них язык есть продукт произвольной конвенции. в выборе его правил, как и в выборе правил игры, человек ничем не ограничен, в силу чего все языки, имеющие ясно определенную структуру, равноправны («прин­цип терпимости» Р. Карнапа). В соответствии со второй точкой зре­ния язык связан с действительностью и его анализ позволяет вскрыть некоторые общие факты о мире. Конвенционалистская концепция языка принималась многими представителями философии неопозитивизма. Она основана на пре­увеличении сходства естественных языков с искусственными и на ошибочном истолковании ряда фактов, касающихся этих языков. Мышление есть одна из форм отражения действительности. Язык, являющийся инструментом мышления, также связан своей смысло­вой стороной с действительностью и своеобразно отражает ее. Это проявляется в обусловленности развития языка развитием челове­ческого познания, в общественно-историческом генезисе языковых форм, в успешности практики, опирающейся на информацию, по­лучаемую с помощью языка. Весьма распространенным является тезис о зависимости наших знаний о мире от используемого в процессе познания языка. К раз­личным формам этого тезиса ведут представления о языке как об одной из форм проявления «духа народа» (В. Гумбольдт) или реали­зации свойственной человеку способности символизации (Э. Кассирер), утверждение об искажении результатов непосредственного по­знания в процессе их выражения (А. Бергсон, Э. Гуссерль). Принцип неизбежной зависимости картины мира от выбора понятийного ап­парата вместе с положением об отсутствии ограничений в этом выборе составляет существо «радикального конвенционализма», при­нимавшегося К. Айдукевичем. Положения о связи языка с мышлением и действительностью позволяют найти правильное решение вопроса о роли языка в по­знании. Язык есть необходимый инструмент отображения челове­ком действительности, оказывающий влияние на способ ее воспри­ятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Активная роль языка в познании состоит в том, что он влияет на уровень абстрактного мышления, на возможность и способ поста­новки вопросов относительно действительности и получения отве­тов на эти вопросы. Утверждение, что язык является активным фак­тором формирования нашей картины мира, не означает, однако, ни того, что язык «творит» эту картину, ни того, что он определяет принципиальные границы возможностей познания. Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного ее отображения. Философы и логики неоднократно обращали внимание на ошиб­ки, проистекающие из неправильного употребления и несовершен­ства естественного языка, и призывали к осторожности в пользова­нии им. Наиболее радикальные из них требовали создания некото­рого «совершенного» языка (Г. Лейбниц, Б. Рассел). Современная лингвистическая философия положению, что язык должен быть предметом философского исследования, придала форму утвержде­ния, что язык является единственным или во всяком случае наибо­лее важным предметом такого исследования. Философия оказалась при этом сведенной к «критике языка», задача которой состоит в   том, чтобы туманные и запутанные мысли делать ясными и четко друг от друга отграниченными. В рамках лингвистической филосо­фии сложились два направления: одно из них ставит своей целью логическое усовершенствование естественного языка и замену от­дельных его фрагментов специально сконструированными языками (реконструкционизм). второе уделяет основное внимание исследо­ванию способов функционирования естественного языка, пытается дать наиболее полное описание его свойств и устранить тем самым затруднения, связанные с неправильным его употреблением (дескрипционизм). Анализ языка не является, однако, единственной задачей фило­софии и не может быть сведен к прояснению его логической струк­туры. Язык связан с мышлением и действительностью и не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением. важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблема­тика языка.

Определение слова Язык по словарю синонимов

Язык — стиль
слог

Определение слова Язык по словарю Ушакова

ЯЗЫК, языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н. Язык не лопатка, знает что сладко. Поговорка. И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык. Пушкин. Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские. Некрасов. || Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык. 2. только ед. Способность говорить, выражать словесно свои мысли,

Определение слова Язык по словарю Даля

Язык
м. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков. Коровий язык, лизун. рыбий, тумак. змеиный, жало, вилка. песий, лопата. кошачий, терк

Значение слова «Язык» по БСЭ

Язык — Язык (lingua, или glossa)
непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных и человека. Я. рыб образован складкой слизистой оболочки. не имеет мускулатуры (за исключением двоякодышащих) и движется вместе со всем висцеральным скелетом благодаря движениям подъязычно-жаберного аппарата. У земноводных на верхней стороне Я. — спинке — появляются многочисленные слизистые железы. У всех наземных позвоночных развивается мускулатура Я., являющаяся производной подъязычной париетальной мускулатуры. он приобретает самостоятельную подвижность и может служить для перемещения пищи внутри ротовой полости, для её захватывания, участвовать в акте глотания.
У большинства видов бесхвостых земноводных Я. используется для ловли добычи. В отличие от всех других позвоночных, у ряда земноводных свободен задний конец Я. Для ловли насекомых он выбрасывается, опрокидываясь вниз свободным задним краем. У пресмыкающихся в основании Я. лежит передний отдел подъязычного скелета — язычная кость. Я. крокодилов и черепах движется только внутри ротовой полости. Покрытый клейким секретом и очень длинный Я. хамелеонов служит для ловли насекомых. Раздвоенный на переднем конце Я. змей и некоторых ящериц очень подвижен и используется для осязания и химического (вкусового) анализа окружающих предметов. Я. птиц также связан с язычной костью и обычно мало подвижен, но у некоторых форм, например у дятлов и колибри, может выдвигаться далеко вперёд. Я. птиц покрыт ороговевшим эпителием. У попугаев имеется широкий, мясистый и подвижный Я. В целом форма Я. у птиц чрезвычайно разнообразна и связана с характером пищи (рис. 1).
У млекопитающих, благодаря редукции язычной кости и сложной мускулатуре, Я. приобретает ещё большую подвижность. У неполнозубых и некоторых копытных он служит для захватывания пищи. У человека он стал и органом речи. В Я. млекопитающих и человека различают свободную часть — тело и кончик, или верхушку, а также корень, которым Я. связан с нижней челюстью и подъязычной костью (рис. 2). На границе тела и корня, на спинке, находится слепое отверстие — заросший проток щитовидной железы. Нижняя поверхность Я. покрыта тонкой слизистой оболочкой, среди складок которой у корня открываются протоки слюнных желёз.
От середины нижней поверхности Я. ко дну полости рта спускается складка слизистой оболочкиуздечка. Слизистая оболочка спинки Я. толстая, частично ороговевшая, имеет различной формы сосочки: нитевидные служат для осязания, грибовидные, листовидные и валикообразные — для восприятия вкусовых раздражений (см. Вкусовые органы). Между сосочками открываются расположенные в толще слизистой оболочки серозные и слизистые железы. В слизистой оболочке верх. поверхности корня Я. имеются выступающие фолликулы, которые составляют в совокупности язычную миндалину. Мускулатура Я. поперечнополосатая. переплетение пучков мышц обеспечивает высокую дифференцированность движений Я. Из трёх входящих в Я. нервов подъязычный нерв — двигательный, а языкоглоточный и язычный — чувствительные, главным образом вкусовые. Кровоснабжение Я. осуществляется через парные язычные артерии, отток крови — по нескольким венам.
Лит.: Шмальгаузен И. И., Основы сравнительной анатомии позвоночных животных, 4 изд., М., 1947. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И., Анатомия человека, 8 изд., Л., 1974.
А. С. Северцов.
Патология Я. К аномалиям развития Я. относятся т. н. складчатый Я. (наличие глубоких борозд на спинке Я., в которых задерживаются остатки пищи, способствуя появлению эрозий и трещин). укороченная уздечка Я. (проявляется затруднением сосания у детей грудного возраста, а впоследствии нарушением речи). макроглоссия (большие размеры Я. главным образом за счёт чрезмерного развития мышц) и др. При некоторых аномалиях развития Я. (макроглоссия, укороченная уздечка) — лечение оперативное. Повреждения Я. могут осложняться развитием абсцесса или флегмоны, требующих хирургического лечения. О воспалительных изменениях Я. при различных заболеваниях см. в ст. Глоссит. При туберкулёзном и сифилитическом поражении Я. проводят специфическое и местное лечение. Среди опухолей Я. встречаются доброкачественные (папилломы, фибромы, миомы, гемангиомы и др.) и злокачественные (рак, саркома), лечение которых зависит от характера опухоли (хирургическая операция, лучевая терапия, химиотерапия).
А. И. Рыбаков.
Рис. 1. Разнообразная форма языка у птиц: 1 — дрозда. 2 — медоноса. 3 — крохаля. 4 — дятла. 5 — белого аиста. 6 — тукана. 7 — пустельги. 8 — ореховки.
Рис. 2. Спинка языка человека: 1 — корень. 2 — нёбные миндалины. 3 — язычные миндалины. 4 — грибовидные сосочки. 5 — тело. 6 — срединная борозда. 7 — верхушка (кончик). 8 — нитевидные сосочки. 9 — конические сосочки. 10 — сосочки, окруженные валом. 11 — листовидные сосочки. 12 — слепое отверстие. 13 — надгортанник. 14 — гортанная (голосовая) щель.


Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает Я. от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний (см. Искусственные языки, Информационные языки, Язык программирования, Информационно-поисковый язык), и от различных систем сигнализации, созданных на основе Я. (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.).
По признаку способности выражать отвлечённые формы мышления (понятие, суждение) и связанному с этой способностью свойству дискретности (внутренней членимости сообщения) Я. качественно отличается от т. н. Я. животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно неразложимо на различительные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определённый образ действий. Владение Я. составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных. Я. есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.
Будучи в первую очередь средством выражения и сообщения мыслей, Я. самым непосредственным образом связан с мышлением. Не случайно единицы Я. (Слово, Предложение) послужили основой для установления форм мышления (понятия, суждения). Связь Я. и мышления трактуется в современной науке по-разному. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой мышление человека может совершаться только на базе Я., поскольку само мышление отличается от всех других видов психической деятельности абстрактностью (абстрактными понятиями).
Вместе с тем результаты научных наблюдений врачей, психологов, физиологов, логиков и языковедов показывают, что мышление происходит не только в абстрактно-логической сфере, но и в ходе чувственного познания, в пределах которого оно осуществляется материалом образов, памяти и воображения. мышление композиторов, математиков, шахматистов и т. п. не всегда выражается в словесной форме. Начальные этапы процесса порождения речи (т. н. интенция) тесно связаны с различными невербальными (несловесными) формами мышления. По-видимому, мышление человека представляет совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга, а словесное мышление — лишь главный из этих типов. Поскольку Я. тесно связан со всей психической сферой человека и выражение мыслей не составляет его единственного назначения, он не тождествен мышлению.
Связь с отвлечённым мышлением обеспечивает Я. возможность, осуществляя коммуникативную функцию, передавать любую информацию, в том числе общие суждения, сообщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем, о фантастических или просто не соответствующих действительности ситуациях (ср. ложные высказывания). С другой стороны, благодаря наличию в Я. знаковых единиц (слов), выражающих отвлечённые понятия, Я. определённым образом организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании. В этом состоит вторая основная (после коммуникативной) функция Я. — функция отражения действительности, т. е. формирования категорий мысли и, шире, сознания. Взаимообусловленность коммуникативной функции Я. и его связи с сознанием человека была указана К. Марксом:
«Язык так же древен, как и сознание. язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Наряду с двумя основными Я. выполняет ряд других функций: номинативную (наименование объектов действительности), эстетическую (ср. эстетическое воздействие поэтического слова), магическую (культовую, ритуально-религиозную), эмоционально-экспрессивную (выражение эмоциональных реакций), апеллятивную (воздействие на адресат) (см. Функция в языкознании).
Различаются две формы существования Я., соответствующие противопоставлению понятий «язык» и Речь. Я. как система имеет характер своеобразного кода. речь является реализацией этого кода. Речь может рассматриваться в статическом аспекте — как текст, и в динамическом аспекте — как речевая деятельность, представляющая собой форму социальной активности человека. Я. обладает специальными средствами и механизмами для образования конкретных речевых сообщений. Действие этих механизмов (например, отнесение имени к конкретному предмету) позволяет
«старому» Я. прилагаться к новой действительности, создавая речевые высказывания. Как одна из форм социальной активности речь (речевая деятельность) обладает признаками сознательности (намеренности) и целенаправленности. Без соотнесения с определённой коммуникативной целью предложение не может стать фактом речи (речевого общения). Коммуникативные цели, имеющие универсальный характер, разнородны (сообщение некоторого суждения, запрос о получении информации, побуждение адресата к действию, принятие на себя обязательства и пр.). Некоторые действия, поступки немыслимы без речевых актов (обещание, извинение, поздравление и пр.). Речь необходимо участвует и во многих других видах социальной активности. Все формы литературной деятельности, пропаганда, полемика, спор, договор и др. возникли на базе Я. и осуществляются в форме речи. При участии речи происходит организация труда, а также многих других видов общественной жизни людей.
Я. обладает лишь ему свойственными чертами, делающими его уникальным явлением. В той и другой форме существования Я. выделяются национально-специфические и универсальные признаки. К числу универсальных относятся все те свойства Я., которые соответствуют общечеловеческим формам мышления и видам деятельности. Универсальны и те свойства Я., которые позволяют ему осуществлять своё назначение (наличие различительных элементов формы и значения, дискретность), а также те его характеристики, которые возникают как следствие единых для всех языков закономерностей развития (например, асимметрии в отношении формы и содержания). К числу национально-специфических относятся конкретные особенности членения, выражения и внутренние организации значений.
Совпадение структурных черт объединяет языки в типы (ср. флективные, агглютинативные и другие языки). Близость материального инвентаря единиц, обусловленная общностью происхождения, объединяет языки в группы, или семьи (индоевропейская, тюркская и другие семьи языков). Структурная и материальная общность, сложившаяся в результате языковых контактов, объединяет языки в Языковые союзы (ср. балканский языковой союз).
Знаковая природа Я. предполагает наличие в нём чувственно воспринимаемой формы — плана выражения, и некоторого чувственно не воспринимаемого смысла — плана содержания, материализуемого при помощи этой формы. Звуковая материя (см. Звуки речи) является основной и первичной формой выражения смысла. Существующие виды письменности (кроме иероглифической. см. Письмо) — лишь транспозиция звуковой формы в зрительно (или осязательно) воспринимаемую субстанцию. Они являются вторичной формой плана выражения. Поскольку звуковая речь развёртывается во времени, она обладает признаком линейности, который обычно сохраняется и в формах письменности.
Связь между сторонами языкового знака — означающим и означаемым — произвольна: то или другое звучание не предполагает с необходимостью строго определённого значения, и наоборот. Произвольностью знака объясняется выражение в разных языках разными звуковыми комплексами одного и того же или сходного значения (ср. русское «дом», английское house, французское maison).
Поскольку слова родного языка вычленяют понятия, разграничивают их и закрепляют в памяти, связь между сторонами знака для носителей языка не только прочна, но и естественна, органична.
Способность соотносить звук и значение составляет существо Я. Материалистический подход к Я. подчёркивает неразрывность связи значения и звучания и в то же время её диалектически противоречивый характер. Естественно развивающиеся языки (в отличие от искусственных кодов) допускают варьирование звуков, не связанное с изменением значения, а также изменение значения, не влекущее за собой с необходимостью варьирования звучания. В результате этого одному значению могут соответствовать разные последовательности звуков (т. н. гетерофония, см. Синонимы), и одному звучанию — разные значения (т. н. гомофония, см. Омонимы). Асимметрия в соотношении звуковой и смысловой сторон языковых знаков не препятствует коммуникации, поскольку арсенал средств, выполняющих смыслоразличительную роль, состоит не только из постоянных, образующих систему Я. единиц, но и из множества переменных, которыми пользуется человек в процессе выражения и понимания некоторого содержания (порядок следования единиц Я., их синтаксическая позиция, интонация, ситуация речи, контекст, паралингвистические средствамимика, жесты и др.).
В большинстве языков выделяется следующий ряд звуковых единиц: Фонема (или звукотип), в которой слиты акустические черты (дифференциальные признаки фонемы) благодаря единству (симультанности) произношения. Слог, объединяющий звуки выдыхательным толчком. фонетическое слово, группирующее слоги под одним ударением. речевой такт, объединяющий фонетические слова при помощи ограничительных пауз, и, наконец, фонетическая фраза, суммирующая такты единством интонации.
Наряду с системой звуковых единиц существует система знаковых (двусторонних) единиц, образуемая в большинстве языков морфемой, словом, Словосочетанием и предложением. Благодаря наличию в Я. значимых единиц, различные комбинации которых создают высказывания, а также вследствие теоретической неограниченности объёма предложения из конечного набора исходных элементов (словаря) может быть создано бесконечное количество сообщений.
Членение (сегментация) речи на звуковые элементы не совпадает с её членением на двусторонние (знаковые) единицы (т. н. принцип двойного членения). Различие в сегментации определяется не только тем, что слог не совпадает в части языков с морфемой, но и разной глубиной деления речи на звуковые (односторонние) и значимые (двусторонние) единицы: пределом сегментации звукового потока является звук (единица артикуляции, фонема), не обладающий собственным значением. Этим обеспечивается возможность создания огромного числа различающихся по звуковому составу значимых единиц (морфем, слов) из очень ограниченного инвентаря звуков (фонем).
Знаковый, или семиотический, характер Я. как системы предполагает, что она организована принципом различительности образующих её единиц. При минимальности различий звучания или значения единицы Я. образуют оппозиции по определённому признаку (см. Оппозиция в лингвистике). Противопоставленные единицы находятся между собой в парадигматических отношениях, основанных на их способности к различению в одной и той же речевой позиции. Между единицами Я. возникают также отношения по смежности, определяющиеся их способностью к сочетаемости (см. Синтагматические отношения). Парадигматические и синтагматические отношения соответствуют двум основным принципам построения речи: выбору элементов для выражения некоторого содержания и их комбинации.
Передачу информации языком можно рассматривать не только с точки зрения организации его внутренней структуры, но и под углом зрения организации его внешней системы, т. к. жизнь Я. проявляется в общественно-типизированных формах его использования. Социальная сущность Я. обеспечивает его адекватность общественному устройству. Функции Я. социально обусловлены.
Все виды варьирования Я., возникающие под действием внешних факторов (временных, пространственных, социальных) и имеющие ту или иную функцию в социуме, составляют внешнюю систему данного Я. в данный период времени. Общей основой и источником организации внешней системы являются языковое состояние и языковая ситуация. Компоненты, характеризующие состояние Я., слагаются из форм существования Я. и форм их реализации (устная, письменная). К основным формам существования Я. относят Диалект (территориальный и социальный) и Литературный язык. Между этими крайними позициями располагаются различные типы обиходно-разговорные Койне и Просторечие. Территориальный диалект является территориально-ограниченной формой существования Я. Его коммуникативная сфера замыкается бытовым общением, функционально-стилевые возможности минимальны.
В донациональный период общественного развития диалекты были основной формой существования Я. функционально-стилистическая дифференциация в этот период может вообще отсутствовать, но чаще всего из диалектов, оказавшихся в единой ситуации, выдвигаются какой-то диалект или диалекты на роль тех или иных функциональных стилей (см. Стиль языковой, Стилистика). Такой способ формирования функционально-стилистических систем называется экстенсивным. Появление наддиалектных форм, имеющих характер функционально-стилистических образований (обиходно-разговорная речь, формы речи, связанные со сферами поэзии, религиозных культов, сакрально-правовых и социально-правовых отношений и т. д.), знаменует собой новый этап в развитии языковых состояний и функциональных систем. Наддиалектное состояние носит экстенсивно-интенсивный характер, поскольку оно определяется не просто набором отдельных диалектов-стилей, но своеобразным сводом обобщённых форм речи (на базе диалектов), используемых в функциональных целях.
В период существования нации и национального языка диалекты оказываются в единой ситуации с литературным языком и противостоят ему как низшие формы речи высшей. Термином «социальные диалекты» обозначают варианты речи (лексические подсистемы), которые сложились в некоторых социальных группах общества: профессиональные лексические системы (язык рыболовов, охотников и т. д.), групповые, или корпоративные, жаргоны (учащихся, спортсменов, коллекционеров, солдат и т. д.), жаргоны деклассированных элементов (воровские жаргоны), условные, или тайные, языки (ремесленников, торговцев, нищих и т. д.). Социальные диалекты имеют территориальные различия. Их употребление сходно с использованием функциональных стилей, однако в функциональной системе языка они занимают периферийное, а не центральное положение. Обиходно-разговорные койне складываются из концентрации диалектов и выступают в качестве устной формы общения на территории, где сосуществуют несколько диалектов, или в городах (городские койне). Просторечие относится к средствам регионально-неограниченного устного общения. В нём используются нелитературные пласты лексики и нерегламентированные синтаксические построения. В отличие от устной формы литературного языка, к просторечию прибегают только при неофициальном общении.
Литературный язык имеет ряд признаков, которые принципиально отличают его от др. форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, развитость функционально-стилистической системы. Полнота проявления этих признаков достигается в период формирования нации, когда литературный язык сам становится важным фактором национальной консолидации. Он является высшей формой национального языка и противостоит в этом смысле всем др. формам существования языка, одновременно взаимодействуя с ними.
Я. возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. «… Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 489). Биологическими предпосылками человеческого Я. явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных, прежде всего антропоидных обезьян, сравнительно высокое развитие их мозга, периферического голосового аппарата и стадный образ жизни со сложными внутристадными отношениями. В процессе перехода от животных предков к человеку, длившегося миллионы лет, на стадии питекантропов и синантропов, когда возник труд в собственном смысле слова, связанный с изготовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая, сигнальная система. звуки из средств выражения эмоций и инстинктов поведения постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения. складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и ощущениями речедвигательного аппарата со слуховым образом звука.
От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди — по мере усложнения процесса материального производства, общественных отношений и сознания — постепенно переходили ко всё более сложным обобщённым звуковым комплексам. Как показывают археологические материалы, формирование членораздельной речи с её специфическими чертами происходило на стадии кроманьонца (поздний палеолит), о чём свидетельствует, в частности, строение его периферических органов речи. Это было связано с возникновением homo sapiens и родового общества.
Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Через Я. реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Первоначально родоплеменные Я. по мере слияния племён и образования народностей трансформировались в Я. народностей, в дальнейшем, с образованием наций в период становления буржуазных отношений, возникли единые национальные языки.
Будучи связан с мышлением и психологией человека, его жизнью и общественным сознанием, историей народов и их обычаями, отражая национальную специфику и культуру народов, являясь формой выражения для литературы и фольклора как видов искусства, будучи основным источником знаний о внутреннем мире людей, обладая определённой чувственно воспринимаемой формой, Я. является источником получения косвенных данных для гуманитарных и естественных наук: философии, логики, истории, этнографии, социологии, юриспруденции, психологии и психиатрии, литературоведения, информатики, семиотики, теории массовой коммуникации, физиологии мозга, акустики и др. Я. во всей совокупности образующих его аспектов является непосредственным объектом изучения языкознания.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3. Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20. Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29. Потебня А. А., Мысль и язык, 3 изд., Хар., 1913. его же, Из записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958. Сепир Э., Язык, пер. с англ., М. — Л., 1934. Вандриес Ж., Язык, пер. с франц., М., 1937. Балли Ш., Общая лингвистика и вопросы французского языка, пер. с франц., М., 1955. Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958. Ельмслев Л., Пролегомены к теории языка, пер. с англ., в сборнике: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960. Бодуэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему языкознанию, т. 2, М., 1963. Карцевский С., Об асимметричном дуализме лингвистического знака, пер. с франц., в кн.: Звегинцев В. А., История языкознания XIX — XX вв. в очерках и извлечениях, 3 изд., ч. 2, М., 1965. Виноградов В. В., Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития, М., 1967. Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967. его же, Человек и его язык, 2 изд., М., 1976. Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968. Общее языкознание, т. 1- Формы существования, функции, история языка, М., 1970. Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971. Общее языкознание, т. 2- Внутренняя структура языка, М., 1972. Бенвенист Э., Общая лингвистика, пер. с франц., М., 1974. Соссюр Ф. де.
Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977. HumboIdt W. von, Gesammelte Schriften, Bd 1 — Werke, B., 1903. B
ьhler K., Sprachtheorie, Jena, 1934. Gramsci A., Opere, v. 2-11 materialismo storico e la filosofia di Benedetto Groce, 4 ed., Torino, 1952. Havranek B., On comparative structural studies of slavic standard languages, t, 1, Prague, 1966.
Н. Д. Арутюнова, Б. А. Серебренников (язык и мышление), Г. В. Степанов (формы существования языка), А. Г. Спиркин (происхождение языка).
30/3003876.jpg

Язычница

Что такое Язычница

Определение слова Язычница по Ефремовой

Язычница — Женск. к сущ.: язычник (1*).


Женск. к сущ.: язычник (2*).

Определение слова Язычница по словарю Ушакова

ЯЗЫЧНИЦА
язычницы. Женск. к язычник.

Яичник

Что такое Яичник

Определение слова Яичник по Ефремовой

Яичник — Парная женская половая железа, в которой образуется яйцеклетка.


Торговец яйцами.

Определение слова Яичник по Ожегову

Яичник — Парная женская половая железа, в которой образуются и созревают яйцеклетки

Яичник — описание в Энциклопедическом словаре

Яичник — женская половая железа (обычно парная), в которой образуются исозревают яйца. У позвоночных животных и человека расположена в брюшнойполости. Вырабатывает гормоныэстрогены и прогестерон.

Определение слова Яичник по словарю Ушакова

ЯИЧНИК
(шн), яичника, м. 1. Часть женских половых органов, где образуется яйцеклетка (анат.). 2. Продавец яиц.

Язычество

Что такое Язычество

Определение слова Язычество по Ефремовой

Язычество — Религия, основанная на поклонении многим богам (в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства). идолопоклонство.

Определение слова Язычество по Ожегову

Язычество — Первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии

Язычество — описание в Энциклопедическом словаре

Язычество — традиционное обозначение нетеистических религий по ихпротивоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин»политеизм» («многобожие»).

Определение слова Язычество по словарю синонимов

Язычество — идолопоклонство
идолопоклонничество

Определение слова Язычество по словарю Ушакова

ЯЗЫЧЕСТВО
язычества, мн. нет, ср. Идолопоклонство, вообщерелигия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства.

Значение слова «Язычество» по БСЭ

Язычество (от церк.-слав. языцы — народы, иноземцы)
обозначение нехристианских, в широком смысле-политеистических религий (см. Политеизм, Теизм) в литературе христианских народов. Боги Я. олицетворяли стихии природы: древнегреческий Зевс, индийский Индра, кельтский Таранас, скандинавский Тор, балтийский Перкунас, славянский Перун — громовержцы, боги неба. древнегреческий Гелиос, египетский Ра, славянский Дажбог — боги солнца. древнегреческий Нептун, индийский Варуна — боги вод и т. п. Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источниковНимфы, Дриады, Леший, Водяной и т. п. Суть языческих культов — магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому
«календарные» с.-х. праздники включали также «семейные» торжества — свадебные обряды, пиршества и т. п. Языческие (античные и др.) культы сменялись т. н. мировыми религиями (см. Христианство, Ислам, Буддизм).
Родоплеменные культы не удовлетворяли идеологии развитого классового общества. В Киевской Руси попытка князя Владимира Святославича создать общегосударственный языческий пантеон (980) не удалась, что привело к крещению Руси в 988-989. Центрами новой религии стали города, в деревнях (по археологическим данным) языческий обряд погребения под курганами сменился христианским к 13 в. Языческие боги в народных верованиях персонифицировались христианскими святыми (Перун — Ильей Пророком, Велес, покровитель скота — Власием и т. д.), но сохранилась вера в домовых, леших и т. п. Я. было вытеснено официальной религией в область народной культуры: соблюдение христианской обрядности (церковные службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с которыми боролись средневековые церковники, объявлявшие также языческими и различные формы искусства и народного творчества. С другой стороны, церковь включила в число христианских главные языческие праздники, чтобы подчинить своему влиянию общинные культы (см., например, Масленица, Карнавал). Сложившееся т. о.
«двоеверие» сохранялось до начала 20 в.
Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914. Пропп В. Я., Русские аграрные праздники, [Л.], 1963. Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, «Вопросы истории», 1974, №1. Носова Г. А., Язычество в православии, М., 1975.
В. П.

Яйцезаготовительный

Что такое Яйцезаготовительный

Определение слова Яйцезаготовительный по Ефремовой

Яйцезаготовительный — Соотносящийся по знач. с сущ.: яйцезаготовка, связанный с ним.

Определение слова Яйцезаготовительный по словарю Ушакова

ЯЙЦЕЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
яйцезаготовительная, яйцезаготовительное (нов. спец.). Прил. к яйцезаготовка. Яйцезаготовительная кампания.

Яблонскис

Что такое Яблонскис

Яблонскис — описание в Энциклопедическом словаре

Яблонскис — (Jablonskis) Константинас (1892-1960) — литовский историк,академик Литовской АН (1956). Труды и публикации по истории крестьянства,классовой борьбы и права Литвы 15-17 вв.

Яковкин

Что такое Яковкин

Яковкин — описание в Энциклопедическом словаре

Яковкин — Александр Александрович (1860-1936) — российский химик,член-корреспондент АН СССР (1925). Труды по теории растворов. Разработалметод получения чистого оксида алюминия из отечественного сырья.

Определение слова Яковкин по словарю Брокгауза и Ефрона

Яковкин (Александр Александрович) — профессор химии Технологического института императора Николая I и высших женских курсов. Родился в 1860 г.. образование получил в московском университете по отделению естественных наук (1884). В 1892 г. выдержал экзамен на магистра химии при московском университете, где и состоял приват-доцентом до 1896 г., одновременно заведывая химической лабораторией общества для содействия мануфактурной промышленности. В 1895 г. защитил диссертацию на магистра химии "Распределение веществ между растворителями" и в следующем году назначен адъюнкт-профессором петербургского технологического института. в 1899 г. при московском унив. защитил диссертацию на доктора химии под заглавием "О гидролизе хлора" и в том же году назначен ординарным профессором того же института. Напеч. в "Извест. моск. общ. для содействия мануфактурной промышленности" — "О методах определения достоинства индиго" (1892). "К вопросу о загрязнении Москвы-реки фабричными водами" (1894). "Об очищении фабричных сточных вод" (1895). в "Журн. Физ.-Хим. Общ." — "Осмотическое давление с точки зрения химической теории растворов" (1894). "К вопросу о распределении веществ между растворителями" (1896). "Диссоциация полигалоидных соединений металлов" (1896). "О химической теории растворов" (1897). "О гидролизе хлора" (1900). "Об осмотическом давлении сложных растворов" (1900) и др.. в "Zeitschrift f &uuml.r physikalische Chemie" — "Zur Frage &uuml.ber die Verteilung eines Stoffes zwischen zwei L&ouml. sungsmitteln" (1895). "Ueber die Dissociation polyhalogener Metallverbindungen" (1896). "Ueber die Beziehungen zwischen den Gesetzen der activen Massen und des osmotischen Druckes" (1896). "Ueber die Hydrolyse des Chlors" (1899) etc.. в "Известиях технологического Института" — "О гидролизе хлора" (1898). "Задачи физической химии". "Исторический очерк деятельности химической лаборатории технологического института". в журнале "Русский Начальный Учитель" — "Беседы по химии" (1903).

Якопоне Да Тоди

Что такое Якопоне Да Тоди

Якопоне Да Тоди — описание в Энциклопедическом словаре

Якопоне Да Тоди — (Jacopone da Todi) — Якопо Бенедетти (Jacopo Benedetti)(ок. 1230-1306), итальянский поэт. Лауры (духовные песни) и стихирелигиозно-мистического характера на народном итальянском языке. гимны налатинском языке. антиклерикальные, сатирические стихи.

Определение «Якопоне Да Тоди» по БСЭ

Якопоне да Тоди (Jacopone da Todi. точнее — Якопо Бенедетти, Benedetti)
(около 1230, Тоди, Умбрия, — 25.12.1306, Коллаццоне), итальянский поэт. Получил юридическое образование. Был адвокатом до 1268, впоследствии вступил в монашеский орден францисканцев. Резко выступал против папы Бонифация VIII, за что был отлучен от церкви и заключён в тюрьму (1298-1303). Народные легенды изображали Я. да Т. юродивым. Поэзия Я. да Т., связанная с массовыми религиозными движениями 13 в., выражала их настроения и идеалы. В духовных песнях (лаудах), написанных на умбрийском диалекте, защищал аскетическое пренебрежение земными благами, прославлял бедность и восторженно говорил о своей любви к богу, широко пользуясь образами светской лирики. Одна из лучших лауд —
«Госпожа из рая…» (т. н. «Плач Мадонны») — своего рода драма о казни Христа. Писал гимны на латинском языке, в том числе «Stabat mater».
Соч.: Laudi, Firenze, 1953.
Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963. Trombadori G., Jacopone da Todi, Venezia, 1925. Russo L., Ritratti e disegni storici. Serie terza. Studi sul Due e Trecento, Bari, 1951. Sapegno N., Frate Jacopone, Napoli, [1969] (лит.).
Р. И. Хлодовский.

Якутёнок

Что такое Якутёнок

Определение слова Якутёнок по Ефремовой

Якутёнок — Ребенок-якут.

Якшаться

Что такое Якшаться

Определение слова Якшаться по Ефремовой

Якшаться — Общаться, дружить.

Определение слова Якшаться по Ожегову

Якшаться — Общаться знаться

Определение слова Якшаться по словарю Ушакова

ЯКШАТЬСЯ
якшаюсь, якшаешься, несов., с кем-чем (от тюрк. — хороший) (простореч.). Общаться, дружить. Я не якшаюсь с новой знатью. Пушкин. — Что, говорит, долго в лавочку ходила! Ты с лавочниками якшаешься! А. Островский.

Яличник

Что такое Яличник

Определение слова Яличник по Ефремовой

Яличник — Перевозчик на ялике.

Определение слова Яличник по словарю Ушакова

ЯЛИЧНИК
(шн), яличника, м. Перевозчик на ялике.

Ямал

Что такое Ямал

Ямал — описание в Энциклопедическом словаре

Ямал — низменный полуостров на северо-западе Сибири, между Байдарацкойгубой на западе и Обской губой на востоке, в Ямало-Ненецком а. о. 122 тыс.км2. Длина 700 км. Высота до 84 м. Тундра и лесотундра. Месторождениягаза. Оленеводство, рыболовство.

Значение слова «Ямал» по БСЭ

Ямал (по ненецки — конец земли: я — земля и мал — конец)
полуостров в Азии, на С. Западной Сибири, в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области РСФСР. Омывается заливами Карского моря — Байдарацкой и Обской губами. Длина 700 км, ширина до 240 км. Площадь около 122 тыс.км2. Берега большей частью низменные. Поверхность равнинная, с высотой от 50 до 84 м. Сложен в основном песчано-глинистыми морскими, на Ю. — ледниковыми отложениями. повсеместно распространены многолетнемёрзлые породы. Средняя температура января от -22 °С на З. до -26 °С на В.. июля от 4 °С на С. до 10 °С на Ю. Осадков 240-250 мм в год. На водоразделе полуострова много озёр. крупнейшие — Яррото, Ямбуто, Нейто. Основные реки: Сёяха, Юрибей, Харасавэй. На С. — арктическая тундра, в центральной части — мохово-лишайниковая и кустарниковая тундра с травяными и гипново-травяными болотами. на крайнем Ю. — лиственничная лесотундра. Оленеводство, охота, рыболовство. На берегу Обской губы — Новый Порт. На Я. — месторождения природного газа (Арктическое, Среднеямальское и др.), нефти.
Е. В. Ястребов.

Ямбург

Что такое Ямбург

Ямбург — описание в Энциклопедическом словаре

Ямбург — название г. Кингисепп Ленинградской обл. до 1922.

Значение слова «Ямбург» по БСЭ

Ямбургпрежнее (до 1922) название г. Кингисепп в Ленинградской области РСФСР.

Ямочка

Что такое Ямочка

Определение слова Ямочка по Ефремовой

Ямочка — 1. Уменьш. к сущ.: яма (1).
2. Ласк. к сущ.: яма (1).


Ласк. к сущ.: ямка (2*).

Определение слова Ямочка по словарю Ушакова

ЯМОЧКА
ямочки, ж. Уменьш.-ласкат. к ямка в 1 знач. Умильны ямочки пропали на щеках. Крылов.

Ямбуто

Что такое Ямбуто

Ямбуто — описание в Энциклопедическом словаре

Ямбуто — название нескольких озер на севере Тюменской обл.:..1) наГыданском п-ове. 160 км2. Вытекает р. Ямбутояха…2) На п-ове Ямал. 169км2, глубина до 28 м. Вытекает р. Сеяха…3) На п-ове Ямал. 119 км2.Вытекает р. Мордыяха.

Значение слова «Ямбуто» по БСЭ

Ямбуто — название нескольких озёр на С. Тюменской области РСФСР. 1) Я. на полуострове Ямал. Площадь 169 км2. Вытекает р. Сёяха, впадающая в Обскую губу. 2) Я. на полуострове Ямал. Площадь 119 км2. Вытекает р. Мордыяха, впадающая в залив Шарапов Шар. 3) Я. на Гыданском полуострове. Площадь 160 км2. Вытекает р. Ямбутояха и впадает в Гыданскую губу. Питание озёр преимущественно снеговое. Ледостав с октября до июня.

Ян Сюцин (?-1856)

Что такое Ян Сюцин (?-1856)

Ян Сюцин (?-1856) — описание в Энциклопедическом словаре

Ян Сюцин (?-1856) — глава (с 1853) правительства тайпинов в периодТайпинского восстания в Китае. Убит заговорщиками.

Янки

Что такое Янки

Определение слова Янки по Ефремовой

Янки — 1. Прозвище, данное европейцами американцам — уроженцам США.
2. Уроженец или житель Новой Англии — северо-восточных штатов США.

Определение слова Янки по Ожегову

Янки — Прозвище американцев

Определение слова Янки по словарю Ушакова

ЯНКИ
нескл., м.. (англ. yankee). Прозвище, данное европейцами американцам, уроженцам США.

Определение слова Янки по словарю Брокгауза и Ефрона

Янки (Yankee) — в Северо-Американских Соединенных Штатах так издавна называют жителей Новой Англии. В Европе Я. сделалось нарицательным именем граждан великой американской республики. С именем Я. соединяют типичные черты сeверо-американцев как положительного, так отрицательного характера. Слово Yankee происходит вероятно от неправильного произношения индейцами слова English или Anglais, как Yengees или Yengee.

Значение слова «Янки» по БСЭ

Янки (англ. yankee)
термин, получивший распространение с 18 в. Первоначально прозвище американцев — уроженцев и жителей Новой Англии. во время Войны за независимость в Северной Америке 1775-83 кличка, употреблявшаяся английскими солдатами по отношению к восставшим колонистам. со времени Гражданской войны 1861-65 прозвище жителей северных штатов. позднее распространилось на всех американцев.

Янонис

Что такое Янонис

Янонис — описание в Энциклопедическом словаре

Янонис — (Janonis) Юлюс (1896-1917) — литовский поэт, основоположниклитовской пролетарской поэзии. Программное стихотворение «Поэт» (1915),стихи о борьбе пролетариата «Кузнец», «Армия труда», «Мозолистым рукам»,»Рабочему». Сборник «Стихи» (издано Воронеж, 1918).

Значение слова «Янонис» по БСЭ

Янонис — Юлюс (5.4.1896, деревня Бержиняй, ныне Биржайского района Литовской ССР, — 30.5.1917, Царское Село, ныне г. Пушкин), литовский поэт и революционный деятель. В 1912 опубликовал первые стихотворения. В 1913 вступил в марксистский кружок. С начала 1-й мировой войны 1914 — 1918 встал на позиции большевиков. В начале 1916 переехал в Петроград, стал активным деятелем большевистской партии. В декабре 1916 и феврале 1917 подвергся аресту. Работал в редакции литовской большевистской газеты
«Тиеса» («Tiesa»), был корреспондентом на 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б). Тяжело заболев туберкулёзом, покончил с собой.
Я. — основоположник литовской пролетарской поэзии. Точность детали, конкретность образа сочетаются у Я. с интенсивным лиризмом, с энергией внутреннего переживания. Идеи пролетарской борьбы наиболее полно воплощены в стихотворениях «Кузнец»,
«Армия труда», «Мозолистым рукам», «Рабочему» и др. Сборник Я. «Стихи» вышел в 1918 в Воронеже. Эта книга оказала решающее влияние на формирование литовской революционной лирики. В г. Шяуляй находится мемориальный музей Я., в г. Биржайпамятник поэту. Стихи Я. переведены на языки народов СССР и некоторые иностранные языки.
Соч.: Ra&scaron.tai, t. 1-2, Vilnius, 1957. в рус. пер. — Избранное, М., 1955. Поэт. [Стихотворения и 14 интерпретаций литов. художников], Вильнюс, 1966.
Лит.: История литовской литературы, Вильнюс, 1977. Lietuviu literaturos istorija, t. 2, Vilnius, 1958. Julius Janonis, Vilnius, 1966. Kubilius V., Julius Janonis, Vilnius, 1970. Kapsukas V., Ra&scaron.tai, t. 10, Vilnius, 1971, с. 382-433.
В. Кубилюс.
Ю. Янонис.

Янтарный

Что такое Янтарный

Определение слова Янтарный по Ефремовой

Янтарный — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: янтарь, связанный с ним.
2. Свойственный янтарю, характерный для него.
3. Содержащий в себе янтарь.
4. Сделанный из янтаря, с янтарем.
5. Имеющий цвет янтаря. золотисто-желтый.

Янтарный — описание в Энциклопедическом словаре

Янтарный — (до 1946 Пальмникен) — поселок городского типа в РоссийскойФедерации, Калининградская обл., на побережье Балтийского м.Железнодорожная станция. 5,1 тыс. жителей (1993). Янтарный комбинат(добыча и обработка янтаря).

Определение слова Янтарный по словарю Ушакова

ЯНТАРНЫЙ
янтарная, янтарное. 1. Прил. к янтарь. сделанный из янтаря. Янтарный мундштук. Янтарное запястье. 2. О цвете: прозрачно-желтый. Янтарная уха. Янтарный цвет. Чистыми янтарными сотами ты (пчела)... свой улей убрала. Полонский. Янтарный сок.

Значение слова «Янтарный» по БСЭ

Янтарный (до 1946 Пальмникен)
посёлок городского типа в Калининградской области РСФСР, подчинён Светлогорскому горсовету. Расположен на побережье Балтийского моря, в 40 км к С.-З. от Калининграда. Ж.-д. станция. Янтарный комбинат.

Янь

Что такое Янь

Определение слова Янь по Религиозному словарю

Янь — Одно из основных понятий древнекитайской натурфилософии. Одна из универсальных (наряду с Инь) космических полярных постоянно переходящих друг в друга сил. Символизирует некое активное начало, отождествляемое также с мужским, горячим и т.п. Инь-Янь понимаются как полярные модальности единого субстанционального начала — Ци, а этапы их зрелости соотносятся с пятью стихиями, где дерево и огонь соответствуют Янь, металл и вода — Инь, а земля нейтральна. Учение о силах Инь-Янь систематизировано в приложениях к Книге перемен (И-цзин), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов. В неокофуцианстве Инь-Янь — проявление покоя или движения единой субстанции — тайцзи (Великого Предела).

Японка

Что такое Японка

Определение слова Японка по Ефремовой

Японка — Покрой рукава женского платья, напоминающий японское кимоно.

Определение слова Японка по словарю Ушакова

ЯПОНКА
японки. Женск. к японец (см. японцы).

Японский Язык

Что такое Японский Язык

Японский Язык — описание в Энциклопедическом словаре

Японский Язык — официальный язык Японии. Генетические связи до конца невыяснены. Некоторые ученые относят к алтайской семье языков. Пользуетсяяпонским письмом.

Определение «Японский Язык» по БСЭ

Японский язык — язык японцев, государственный язык Японии. На Я. я. говорит около 112 млн. человек (1976, оценка). По звуковому и грамматическому строю близок к алтайским языкам (до 8 в. не было r-, нет l- и &eta.-, сказуемое в конце предложения, препозиция определения).
Диалекты: западная ветвь (лежит в основе старояпонского литературного языка) и восточная ветвь (лежит в основе национального литературного языка). Фонетико-фонологические черты: за каждым согласным следует гласный (ср. тюркское qaz и японское k
бri — «гусь», среднекитайское luk &rarr. японское rokъ — «шесть», корейское &#x10D.ilgop- и японское yorуkуb-u — «радоваться», тюркское, монгольское tag — «гора», малайское daki —
«подниматься» и японское takй — «гора», английское New York &rarr. японское Nu: yo: ku). В древних соответствиях конечнослоговые чаще отпадали (ср. вьетнамское mat и японское mй/ma — «глаз», тюркское -lar и японское -га суффикс множественного числа, монгольское dargil и японское taki — «быстрое течение», tagнr-u — «кипеть». нанайское namo-kta &rarr. япон. nбmida — «слёзы»).
Утрата конечных согласных компенсировалось музыкальным ударением (неодинаковым в разных диалектах): hanб — «цветок», hana — «нос».
Я. я. — синтетический, номинативного строя. Грамматические роды, лица, числа, артикли, суффиксы притяжательности отсутствуют. Агглютинативных падежей 12, у флективных глаголов 3 залога, 10 наклонений, 3 относительных времени (предшествующее, непредшествующее, плюсквамперфект), аналитический длительный вид. Корни в основном неодносложные (at бmб — «голова», mushi — «насекомые»),
близкие по звучанию близки и по значению (ср. mн-ru — «смотреть» и mуri — «няня». namн — «волны» и numб — «болото». shirу-shira- — «белый» и shimу — «иней», «низ»).
Есть древние общие корни с алтайскими, австронезийскими (Субстрат) языками, а также заимствования из этих языков, из китайского (до половины словаря) и индоевропейских языков (6% слов). Письменные памятники известны с 6-7 вв. (см. также Японское письмо).
Лит.: Вардуль И. Ф., Очерки потенциального синтаксиса японского языка, М., 1964. Сыромятников Н. А., Становление новояпонского языка, М., 1965. его же, Древнеяпонский язык, М., 1972. его же, Развитие новояпонского языка, М., 1978. Большой японско-русский словарь, т. 1-2, М., 1970. Miller R. A., The Japanese language, Chi. — L., 1967. Wenck G., Systematische Syntax des Japanischen, Bd 1-3, Wiesbaden, 1974. Martin S. E., Areference grammar of Japanese, New Haven — L., 1975.
Н. А. Сыромятников.