Судьба

Определение слова Судьба по Ефремовой

Судьба — 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям — воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).
2. Участь, доля, жизненный путь. // Обстоятельства, условия дальнейшего существования развития чего-л.. будущность.


О том, что суждено, предопределено, предназначено кому-л.

Судьба — описание в Энциклопедическом словаре

Судьба — в мифологии, в иррационалистических философских системах, вобыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий ипоступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость(древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе),как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбучасто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбыверу в божественное провидение. В кон. 19 в. понятие судьбы получилораспространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает:участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.

Определение слова Судьба по словарю синонимов

Судьба — судьбина
рок
фатум
фортуна

Определение слова Судьба по словарю Ушакова

СУДЬБА
судьбы, мн. судьбы, судеб, судьбам, ж. 1. Стечение обстоятельств (первонач., в мифологии и мистических представлениях, потусторонняя сила или воля божества, предопределяющая всё, что происходит в жизни). Опять увидеть их мне суждено судьбой. Грибоедов . Перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Пушкин . Судьба вчера свела случайно Нас. Лермонтов . С детства судьба не взлюбила тебя. Некрасов . Пока я волновался и строил различные планы, судьба уже порадела обо мне. Тургенев . Вышел с честью из всех потасовок, которыми судьбе угодно было награждать его. Салтыков-Щедрин . 2. Участь, доля, жизненный путь. Моей судьбы не разделишь со мною. Пушкин . Пускай горька моя судьба — я буду ей верна. Некрасов . Нас всё соединяет: сходство жизненных судеб, одинаковость убеждений. Тургенев . Она выказала искреннее участие в судьбе брата. Тургенев . || преимущ. мн. Обстоятельства, условия дальнейшего существования, будущность. Нет нужды доказывать, что успехи эти имеют величайшее значение для судеб нашей страны, для всего рабочего класса, как руководящей силы нашей страны, наконец, для самой партии. Сталин (об успехах колхозного движения). — Война была величайшим переломом в жизни народов, в

Определение слова Судьба по словарю Брокгауза и Ефрона

Судьба — см. Доля, Мойры и Фатум.


Судьба — см. Рок и Фатализм.

Значение слова «Судьба» по БСЭ

Судьба — в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Идею С., абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект — аспект несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации (Причинность), но и от религиозного представления о телеологической детерминации
(«провидение», Предопределение). Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели «провидения» предполагаются ясными, по крайней мере, для ума самого бога. Напротив, в понятие С. обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта — она
«слепа» и «темна» сама по себе. В древнегреческой мифологии С. персонифицируется (триада женских образов — Мойры, у римлян — Парки) как бы на границе личного и безлично-родового. богини С. имеют личный произвол, но у них нет отчётливой «индивидуальности».
Недаром верящие в С. всегда пытались лишь «угадывать» её в каждой отдельной ситуации, но не познать её. в ней принципиально нечего познавать.
Идея С. как противоположность идеи Свободы социальна и постольку исторична. Первобытное общество предполагает тождество свободы и несвободы для своих членов, не отделивших ещё своей личной сущности от родового бытия. Поэтому С. не отделяется здесь принципиально ни от естественной причинности, ни от воли духов. Лишь становление государства и цивилизации разводит эти понятия. Для ранней античности бытие человека органически определено его
«долей» в полисном укладе (С. как «доля» — таково значение слова «мойра»). В античной жизни огромную роль играли различные способы гадания и предсказания С., связь которых с мировоззрением полисного мира подметил ещё Гегель (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 68-69). Концепция
«мойры» не лишена этического смысла: С. понимается как слепая, тёмная, безличная справедливость, не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя «возмездие». Беспощадна античная С. даже к богам, что в конце концов утешительно, ибо подданные Зевса знают, что и для его произвола есть предел (среднюю трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»).
С кризисом полисного уклада вместо «мойры» на первый план выходит «тюхе», то есть С. как удача, случайность., В эпоху эллинизма человек ожидает получить не то, что ему «причитается» по законам традиционного уклада, но то, что ему
«выпадает» по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, ставят жизнь народов в зависимость от случайных придворных событий. С торжеством Римской империи С. осмысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчуждённая от конкретного бытия человека, — фатум. От
«фатума» так же невозможно уйти, как от администрации Рима, и так же мало, как власть цезарей, он считается с органичной жизнью человека или народа. Со времён Посидония идея С. всё ещё связывается с теорией и практикой астрологии. человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звёздных сфер. Христианство противопоставило идее С. веру в осмысленное действие «провидения».
Поскольку, однако, иррациональность человеческих отношений и мистификация власти сохраняли свою силу, идея С, не умерла. Несмотря на все нападки теологов, в течение средневековья держался авторитет астрологии. интерес к ней сильно оживил Ренессанс со своим тяготением к натуралистическому магизму. В новое время развитие естественнонаучного мировоззрения оттесняет идею С. в сферу обывательских представлений. Своеобразное возрождение понятия С. происходит в конце 19 в, в философии жизни. Слово
«С.» начинает связываться с требованием иррациональной активности, что получило свою предельную вульгаризацию в идеологии нацизма, превратившего понятие С. в инструмент официозной пропаганды.
С. С. Аверинцев.

РубрикиС