Повесть

Определение слова Повесть по Ефремовой

Повесть — 1. Рассказ о последовательном ходе событий.
2. Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом.

Повесть — описание в Энциклопедическом словаре

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднегомежду романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету,воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжетсосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которогораскрываются в пределах немногих событий — эпизодов («Вешние воды» И. С.Тургенева. «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. «Старик и море»Э. Хемингуэя).

Определение слова Повесть по словарю Ушакова

ПОВЕСТЬ
Повести, мн. Повести, повестей, ж. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина. || Рассказ, повествование (устар.). Ты мне передавал повесть всего, что было до меня. Некрасов. Сей повестью плачевной заключу я летопись свою. Пушкин.

Значение слова «Повесть» по БСЭ

Повесть (англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzдhiung)
одна из эпических жанровых форм художественной литературы. её понимание исторически изменялось. Первоначально, в истории древней рус. литературы, термин «П.» применяли для обозначения прозаических (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью художественной речи
(«Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть о Петре и Февронии, «Повесть о Фроле Скобееве». см. Повести древнерусские) и вне зависимости от их жанрового содержания. все они невелики по объёму. В середине 18 в., когда русскими писателями был усвоен термин
«роман», жанровые обозначения прозаического произведения потеряли чёткость: произведения, близкие по объёму, назывались по-разному (Ф. А. Эмин назвал своего «Мирамонда» романом, а М. М. Херасков своего «Полидора» — П.). После Н. М. Карамзина П. осознавалась уже как прозаические произведения сравнительно малого, а роман — как большого объёма (А. С. Пушкин выпускает «Повести Белкина», но называет романом «Капитанскую дочку»).
В 1835 В. Г. Белинский даёт этому различию общее определение: он называет П. «распавшимся на части… романом», «главой, вырванной из романа». С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много совсем небольших по объёму прозаических произведений — Рассказов (часто «очеркового» склада),
понятие «рассказ» заняло своё особое место в той же шкале обозначений. Постепенно сложилось устойчивое теоретическое представление: «рассказ» — малая форма эпической прозы, «повесть» — её средняя форма,
«роман» — большая. Оно преобладает и доныне.
Однако ещё В. Г. Белинский заметил, что «форма» повести «может вместить в себя» и «лёгкий очерк нравов», «саркастическую насмешку над человеком и обществом», но и «глубокое таинство души», «жестокую игру страстей».
Иначе говоря, в прозаических произведениях одного и того же — пусть «среднего» — объёма может быть раскрыто различное жанровое содержание: или нравоописательное («насмешка над человеком и обществом»),
или романическое («таинство души», «игра страстей»). А возможно и третьесодержание героическое (столкновение общественных сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя есть «повести» трёх разновидностей жанрового содержания:
«Повесть о том, как поссорились…» — «Портрет» — «Тарас Бульба». В творчестве А. П. Чехова есть такие «повести», которые по существу являются небольшими (средними по объёму текста) романами («Три года», «Моя жизнь»).
С другой стороны, иногда даже и большие сюжетные стихотворные произведения — эпические «поэмы», не имеющие возвышенной направленности, называют «повестями», что ещё более запутывает терминологию. Очевидно, существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении.
Лит.: Белинский В. Г., О русской повести и повестях г. Гоголя, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953. его же, Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954. Кожинов В. В., Повесть, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968. Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971. Поспелов Г. Н., Проблемы исторического развития литературы, М., 1972, с. 152-189.
Г. Н. Поспелов.

РубрикиП