Потребности

Потребности — описание в Энциклопедическом словаре

Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержанияжизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальнойгруппы, общества в целом. внутренний побудитель активности. Потребностиделятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные,которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики икультуры. Осознанные обществом, социальными группами, общностями ииндивидами потребности выступают как их интересы. В психологии потребности- особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им»напряжение», «неудовлетворенность», — отражение несоответствия междувнутренним состоянием и внешними условиями его деятельности.обнаруживается во влечениях и мотивах. Потребности динамичны, изменчивы,на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личностив различные сферы и формы деятельности. Потребности личности образуют какбы иерархию, в основе которой витальные (в пище и т. п.), а последующие ееуровни — социальные потребности, высшее проявление которых — потребности всамореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.

Определение слова Потребности по Психологическому словарю

Потребности — Потребностиформа проявления интенциональной природы психики — , в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности — , необходимых для сохранения

Значение слова «Потребности» по БСЭ

Потребностинужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. внутренний побудитель активности.
Биологические П. (в т. ч. и у человека) обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма. П. социальных субъектов (личности, социальных групп) и общества в целом зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Источник развития этих П. — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, причём удовлетворение относительно элементарных (витальных) П. ведёт к зарождению новых,
«… и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), т. е. отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде.
«… Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны…» (Маркс К., там же, т. 23, с. 182).
П. общества, и прежде всего экономические П. как основа всего общественного производства, объективны, их развитие обусловлено необходимостью приведения в соответствие характера производственных отношений с уровнем развития производительных сил, а также отношений в сфере политической и духовной надстроек общества с его экономическим базисом. В сфере экономики социалистического общества объективные П. развития той или иной отрасли народного хозяйства обусловлены законом планомерного пропорционального развития. В условиях капиталистического производства соответствующие П. стихийно определяются законом стоимости и рыночными отношениями.
Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами, П. выступают в качестве их Интересов. В классовом обществе в силу социальной неоднородности и различий в экономическом, социально-политическом и культурном положении разных классов, социальных групп и слоев их П. и интересы различны. Ликвидация социальных антагонизмов в социалистическом обществе есть в то же время и преодоление антагонизмов П. и интересов различных классов и групп, т. н. искусственных, нездоровых П., предпосылка создания условий для гармоническом сочетания общественных и индивидуальных интересов.
В психологии П. рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», — отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому П. и является побудителем активности, имеющей целью устранение такого несоответствия. Это возможно путём использования реальных возможностей насыщения П., а при отсутствии таких возможностей — путём подавления или замещения данной П. другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации витальных П., невозможность удовлетворения которых ведёт к физической смерти организма.
Будучи выражением взаимосвязи субъекта и условий его деятельности, П. обнаруживает себя в неосознаваемых влечениях и осознанных мотивах поведения. Человеческие П., как правило, имеют предметную направленность, которой предшествует т. н.
«поисковое поведение». общая, неконкретизированная П. стимулирует поиск определённых способов и предметов её удовлетворения. Согласно теории советского психолога Д. Н. Узнадзе, привычное удовлетворение П. в определённых условиях фиксируется в психике индивида как Установка к действию, которая как бы замещает саму П.
Важнейшая особенность П. — их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворённых П. новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие её уровни — социальные П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности.
Социальные П. принципиально неограничены. Их развитие связано с общесоциальными условиями, экономическим и культурным уровнем общества, причём наибольшими потенциальными возможностями «бесконечного» развития обладают духовные П.: интеллектуальные, эстетические, творческие.
В зависимости от системы отношений, в которую включено изучение человеческих П., в современной науке применяются различные классификации П.: по сферам деятельности (П. труда, познания, общения, рекреации). по объекту П. — материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.. по их функциональной роли — доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные. по субъекту П. — индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.
В отличие от биологизаторских концепций личности (см. Фрейдизм), считающих ведущими в социальной активности индивида врождённые витальные П., которые, оставаясь неизменными, опредмечиваются в социально-конкретной форме, психологи-марксисты исходят из признания доминирующей роли высших социальных П., освоенных индивидом в Филогенезе.
Одна из центральных задач коммунистического строительства — обеспечение полного удовлетворения постоянно растущих общественных и индивидуальных П. в соответствии с объективным законом возвышения П. (см. Возвышения потребностей закон) и согласно коммунистическому принципу: «От каждого по способности, каждому — по потребности».
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3. Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4. его же. Наёмный труд и капитал, там же, т. 6. Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20. Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1. Фортунатов Г., Петровский А., Проблема потребностей в психологии личности,
«Вопросы психологии», 1906, № 4. Мясищев В. Н., Проблема потребностей в системе психологии, «Уч. записки ЛГУ. Серия философских наук», 1957, в. 11, № 244. Румянцев А. М., О категориях и законах политической экономии коммунистической формации, М., 1966. Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968. Радаев В. В., Потребность как экономическая категория социализма, М., 1970. Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 3, М., 1970. Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы, эмоции, М., 1971. Обуховский К., Психология влечений человека, М., 1972. См. также лит. при ст. Мотивация.
В. А. Ядов.

РубрикиП