Обобщение

Определение слова Обобщение по Ефремовой

Обобщение — 1. Процесс действия по знач. глаг.: обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.
2. Состояние по знач. глаг.: обобщить, обобщать, обобщиться, обобщаться.
3. Общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.

Обобщение — описание в Энциклопедическом словаре

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции путем выявленияобщих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметоврассматриваемой области. влечет за собой появление новых научных понятий,законов, теорий.

Определение слова Обобщение по Психологическому словарю

Обобщение — Обобщениепознавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия — , проявляясь как константность восприятия — . На уровне человеческого мышления — обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий — приемов познавательной деятельности — и знаков.

Определение слова Обобщение по Логическому словарю

Обобщение — (лат. generalisatio)  — мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем. от мысли об общем к мыслям о более общем. от ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на ос­нове анализа соответствующих языковых выражений, определе­ний, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты — млекопитающие» к суждению «Киты — позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индук­тивными) понимаются О., связанные с изучением опытных дан­ных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от поня­тия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль-   шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирова­ния художественных образов.

Определение слова Обобщение по словарю Ушакова

ОБОБЩЕНИЕ
обобщения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. обобщить-обобщать. …Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина… Сталин. 2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.

Значение слова «Обобщение» по БСЭ

Обобщениеформа приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Пример: переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей и далее к понятию натурального числа.
О. — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы (законы) из хаоса затемняющих их явлений, унифицировать и в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий.
По семантико-гносеологическому содержанию О. делятся на два основных типа: 1) порождающие новые семантические единицы (концепты), т. е. такие понятия, законы, принципы и теории, которые не детерминируются исходным семантическим полем (первичной семантикой), и 2) не порождающие таковых. Последние могут давать лишь новые варианты старых значений. они имеют более простую структуру сравнительно с первыми и часто являются их предельными случаями. Ко 2-му типу, в частности, принадлежат: Экстраполяция (например, распространение квантовой интерпретации закона теплового излучения Планка на область световых явлений, позволившее объяснить Фотоэффект), неполная Индукция (например, распространение на все вещества известного из опыта свойства ряда веществ находиться в трёх агрегатных состояниях) и
&#x2200.-обобщение чистой логики предикатов, являющееся по существу синонимич. переходом от А (х) к &#x2200.xA (x), где условие А (х) мыслится в интерпретации всеобщности. К 1-му типу относятся все т. н. теоретические О., или О. через абстракцию, которым в познании соответствует переход от абстракции n-го порядка к абстракциям более высокого порядка, В частности, это естественное для логики О. посредством замены постоянных переменными, позволяющее выделять
«в чистом виде» такие сущности, как «свойство» и «отношение». это — О. на основе идеализированного эксперимента, наводящего на умозрительные принципы, подобные принципу инерции или принципу относительности, а также О. через отождествление по свойству, позволяющее выявить общую сущность по-разному воспринимаемых явлений например то что магнетизм, электричество и свет суть лишь разные проявления электромагнитного поля. К 1-му типу относится и
&#x2200.-обобщение прикладной логики («правило Локка», широко применяемое в практике математических доказательств, когда при переходе от частного значения x ко всем x в интервале абстракции отождествления обеспечивается сохранение истинности предиката, установленного для частного значения. Это всегда возможно, если истинность предиката зависит не от частного значения x, а только от определяемой соответствующим отождествлением области его изменения — от класса абстракции, обобщённым представителем которого (эталоном) служит в этом случае данное частное значение (см. Абстракции принцип). При этом, в отличие от
&#x2200.-обобщения чистой логики, возникает и новый семантический контекст О.: первоначальная условная интерпретация посылки заменяется интерпретацией всеобщности, а относимое к содержанию частного значения понятие класса абстракции входит в содержание подкванторной переменной, делая Квантор ограниченным. Но в тех случаях, когда класс абстракции совпадает с универсальным классом,
&#x2200.-обобщенис прикладной логики переходит в &#x2200.-обобщение чистой логики.
Исторически процесс развития понятий и теорий выражается в приращении знания посредством цепей обобщений, звеньями которых служат О. 1-го или 2-го типов. В цепях О. отражаются последовательные связи сущностей 1-го с сущностями 2-го, 3-го и так далее порядков. Эти связи различны, и в зависимости от их характера им соответствуют или цепи О. с сохраняющейся семантикой исходных концептов или, напротив, изменяющие первичную семантику. Примером может служить последовательное О. понятия числа путём построения систем натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел. Для этой цепи, сохраняющей первичную семантику, характерны такие расширения исходной области, которые удовлетворяют принципу постоянства формальных законов, согласно которому законы операций, определяемых для элементов исходной области, при всех последующих её расширениях должны сохраняться и для новых элементов.
Эта цепь, однако, не может быть сколь угодно продолжаемой. Уже арифметика трансфинитных количественных чисел не удовлетворяет вышеназванному принципу, но возникающий при этом переход к общему понятию количественного числа приводит и к новому пониманию арифметики натуральных чисел как арифметики мощностей конечных множеств. Примером цепи О. 2-го вида может служить переход от классической логики к интуиционистской (см. Логика), а также последовательный переход от классической механики к релятивистской механике и общей теории относительности. В подобных переходах более общая теория может иметь законченную формулировку независимо от менее общей, но она должна содержать в себе последнюю в качестве предельного случая, что составляет основное содержание принципа соответствия для цепей О. с изменяющейся первичной семантикой.
Лит.: Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972. Сачков Ю. В., Процессы обобщения в синтезе знаний, в кн.: Синтез современного научного знания, М., 1973, с. 421-46. Матюшкин А. М., Новосёлов М. М., Виды обобщения и проблемы психологии обучения,
«Вопросы психологии», 1974, № 2.
Ф. В. Лазарев, М. М. Новосёлов.

РубрикиО