Игра

Определение слова Игра по Ефремовой

Игра — 1. Занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. // Какой-л. вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам.
2. Игранабор предметов для такого рода занятия.
3. перен. Преднамеренный ряд действий, поступков и т.п., преследующих определенную — обычно неблаговидную — цель. интриги, тайные замыслы.
4. Действие по знач. глаг.: играть (4).
5. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений.
6. Сценическое исполнение роли.
7. Исполнение музыкального произведения на одном или нескольких инструментах.
8. перен. Блеск, сверкание, сияние. // Движение пузырьков газа, свойственное некоторым винам, шипучим напиткам. 9. перен. Живость, разнообразие проявления мысли, воображения, чувства и т.п. // Выразительная изменчивость (лица, глаз, голоса и т.п.).

Игра — описание в Энциклопедическом словаре

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в еерезультатах, а в самом процессе. В истории человеческого обществапереплеталась с магией, культовым поведением и др.. тесно связана соспортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно егоисполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении иразвитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненнымситуациям. Свойственна также высшим животным.

Определение слова Игра по Психологическому словарю

Игра — Играактивность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности — . Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью

Значение слова «Игра» по БСЭ

Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игр теории И. определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма. выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, «Письма без адреса»).
Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).
Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу
«…человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского).
И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством — решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.
Ю. М. Лотман.
В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил».
Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.
В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, Игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.
Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971. Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896. его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899. Bьhler К., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929. Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934. Huizinga J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские.
И. Б. Даунис.


Игра — посёлок городского типа, центр Игринского района Удмуртской АССР, на р. Лоза (бассейна Вятки). Железнодорожная станция в 92 км к С. от Ижевска. Узел автодорог. 15 тыс. жителей (1970). Леспромхоз, комбинат строительных деталей, заводы домостроительный и молочный, мясокомбинат.

РубрикиИ