Герой

Определение слова Герой по Ефремовой

Герой — 1. Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. // Полубог (в древних мифах, эпических поэмах и т.п.). // перен. Выдающаяся личность.
2. перен. Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес. // Тот, кто является для кого-л. предметом восхищения, поклонения.
3. перен. Тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-л. времени.
4. перен. Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма и т.п.
5. перен. Амплуа главного действующего лица в трагедии или драме. // Актер такого амплуа.

Определение слова Герой по Ожегову

Герой — Главное действующее лицо литературного произведения


Герой Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности


Герой Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)


Герой Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды

Определение слова Герой по словарю Символизма

Герой — Прототип Спасителя, творящего чудеса. Герой обычно либо низкого происхождения, либо благородного, но до поры об этом не знает. Он вырастает в простом окружении, не ведая о своем предназначении. Ему рано приходится испытать свою силу, часто в одиночку либо с каким-нибудь животным-помощником. Он борется со злом и искушениями, его предают, убивают или приносят в жертву. В другом случае, он может начать действовать один, но впоследствии увлекает за собой целый народ или избранную группу учеников, которые, в конце концов, оставляют его страдать и умирать одного. Подобная судьба символизирует путь души: ее появление в этом мире, мультиплицирование и, наконец, возвращение к изначальному единству. Когда речь идет о герое и его бессмертной невесте, ему часто приходится искать ее в подземном мире или в каком-то таинственном месте. Она может оказаться заносчивой и полной презрения, или предстать в уродливом обличье, что символизирует эгоистическую сторону человеческой природы, которую необходимо усмирить. В этом случае остается символизм разделения и соединения, падения и искупления, как две стороны человеческой природы, которые следует примирить, привести к единству.

Определение слова Герой по словарю Ушакова

ГЕРОЙ
героя, м. (греч. heros). 1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны. 2. В теориях нек-рых буржуазных социологов — выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоп. массе). Герои и толпа (название сочинения Н. К. Михайловского). 3. Главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами (истор. лит.). Ахилл был героем древних греков. Парсифаль — герой легенды о Граале. 4. лицо, привлекающее к себе общее внимание в течение известного времени. Герой дня. Герой газетной хроники. 5. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой

Определение слова Герой по словарю Даля

Герой
м. героиня ж. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин. | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный. Героический, то же. относящийся к героям: | о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственый, героический, геройский. Геройство ср. доблесть, славная отвага, самоотвержение. Геройствовать, совершать геройские подвиги. | прикидываться героем, принимать вид храбреца. Геройствование ср. действие это. Героикомический, о сочинении, поэме: содержащий в себе смесь героического и комического, доблестного и шуточного, высокого и смешного.

Определение слова Герой по словарю Брокгауза и Ефрона

Герой (Heros). — Греки разумели под названием Г. богатырей древнейшего, доисторического времени: это — идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа, посредники между народом и его богами, благодетели греческого народа, основатели греческих городов и государств, учредители законного порядка, вследствие своего божественного происхождения и великих подвигов удостоенные богами после смерти отличной от прочих смертных участи, а людьми — поклонения. Г. нельзя рассматривать ни чисто исторически, как людей действительно существовавших, ни исключительно символически, как отвлеченные понятия, воплотившиеся в определенные образы: это — идеальные личности, освобожденные сказанием от случайностей окружающей обстановки и преображенные в пластически-цельные индивидуальности. Некоторые из Г. — просто создания воображения, без исторической подкладки, таковы, напр., все так называемые основатели городов, родоначальники фил и пр. Другие, очень может быть, действительные исторические личности, но идеализованные народной фантазией до полной неузнаваемости, как, напр., большая часть троянских Г.. третьи, вероятно, первоначально были богами, и уже сказанием перенесены, так сказать, с неба на землю, каковы, напр., некоторые Г. древнейшего, или так называемого мифического, периода. В ту пору, когда слагались поэмы Гомера, успели уже сойти со сцены могучие богатыри древнейшего периода. У Гомера Г. называется почти каждый выдающийся над общей массой своей физической силой, своим умом или другими достоинствами свободный муж. в особенности, так именуются князья и члены знатных семейств, производящие свой род от какого-либо бога. ни о каком поклонении им, как богам, нет и речи. Лишь некоторым из них, любимцам богов — напр. Менелаю и Радаманфию — выпадает на долю избежать смерти и прямо переселиться к блаженной жизни в Элизий. Гезиод первый называет поколение борцов под Фивами и под Трое и полубогами. У Пиндара Г., как существа сверхчеловеческие, занимают середину между богами и людьми и впервые становятся предметом религиозного поклонения. Местом их культа были первоначально преимущественно их могилы. но по мере того, как случаи апофеоза отдельных Г. делались все более и более заурядным явлением, им стали воздвигать храмы и алтари и в местностях, отдаленных от их могил. Большей частью, однако, поклонение Г. ограничивалось только известной местностью. Тайная благотворная деятельность Г., в качестве местных духов (δαίμονες έπχώιο&#953.), помощь, оказываемая ими своим народам в критические для них минуты (напр. появление Тезея при Марафоне), окружили их личность необыкновенным ореолом. Культ Г. состоял в своеобразных жертвоприношениях, не похожих на жертвы, приносимые богам. это были жертвы в честь умерших, состоявшие в возлиянии на могилу Г. меда, вина, масла и молока, причем лицом обращались на западную страну тьмы и преисподней. В позднейшее время даже исторические личности, каковы, напр., Гармодий и Аристогитон, Бразид, были возводимы в сан Г. Еще позднее всякого умершего стали признавать за Г., и, вместе с тем, понятие "ήρος" начинает отождествляться с понятием "μακαρίτης" (блаженный). А так как все превосходившее в человеке средний уровень: сила, красота, добродетель, ум, общественное положение, служило доказательством особенного благоволения божества, то в конце концов и живые люди стали почитаться как Г. С тех пор, как Александр В. содействовал смешению греческих и восточн. представлений, культ Г. приобрел значение церемониала, подобающего всякому государю. Отсюда обычай ставить государю алтари еще при его жизни, привившийся особенно у Птолемеев и Селевкидов и перешедший затем в императорский Рим. Ср. Oehlert, с Beitr &auml.ge zur Heroologie d. Griechen". Wassner, "De heroum apud Graecos cultu".

Значение слова «Герой» по БСЭ

«Герой»
1) центральный персонаж пьесы. 2) Сценическое амплуа. В 18 в. исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее амплуа «Г.» стало дифференцироваться соответственно сценической функции: «Г.-любовник, «Г.-резонёр и т.д.

РубрикиГ