Эксперимент

Определение слова Эксперимент по Ефремовой

Эксперимент — 1. Научно поставленный опыт.
2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Эксперимент — описание в Энциклопедическом словаре

Эксперимент — (от лат. experimentum — проба — опыт), метод познания, припомощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуютсяявления природы и общества.

Определение слова Эксперимент по Психологическому словарю

Эксперимент — Эксперимент — исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за какимлибо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента — естественный — , участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный — , который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

Определение слова Эксперимент по словарю Ушакова

ЭКСПЕРИМЕНТ, эксперимента, м. (латин. experimentum) (книжн.). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент. Физический эксперимент. Произвести эксперимент. || Вообще опыт, попытка. Воспитательная работа не допускает рискованных экспериментов над детьми.

Определение слова Эксперимент по словарю Даля

Эксперимент
м. лат. опыт. -тальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. знаток, сведущий и опытный в деле человек, и присяжный знаток, понятой.

Значение слова «Эксперимент» по БСЭ

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт)
метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий Э.). В связи с этим Э., как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Эксперимент, метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. (см. Соч., т. 1, М., 1971, с. 299-310). Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой Рационализма и Эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, начатое немецкой классической философией, нашло завершение в диалектическом материализме, в котором тезис о единстве теоретической и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирических и теоретических уровней в процессе познания.
Современная наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных исследований простейший тип Э.- качественный Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерительный Э. (см. Измерение), выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта. Ещё один тип Э., находящий широкое применение в фундаментальных исследованиях,- так называемый мысленный Э. Относясь к области теоретического знания, он представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Будучи теоретическими моделями реальных эксперимент. ситуаций, мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории. В области прикладных исследований применяются все указанные виды Э. Их задача — проверка конкретных теоретических моделей. Для прикладных наук специфичен модельный Э., который ставится на материальных моделях, воспроизводящих существ, черты исследуемой природной ситуации или технического устройства. Он тесно связан с производств. Э. Для обработки результатов Э. применяются методы математической статистики, специальная отрасль которой исследует принципы анализа и планирования эксперимента.
С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления. Поэтому социальный Э., выполняя познавательную функцию, относится к сфере управления обществом. Объект социального Э., в роли которого выступает определённая группа людей, является одним из участников Э., с интересами которого необходимо считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и моральными нормами общества.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20. его же, Диалектика природы, там же. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, гл. II, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18. Сивоконь П. Е., Методологические проблемы естественнонаучного эксперимента, М., 1968. Рывкина Р. В., Винокур А. В., Социальный эксперимент, Новосиб., 1968. Макаревичус К., Место мысленного эксперимента в познании, М., 1971. Налимов В. В., Теория эксперимента, М., 1971. Храмович М. А., Научный эксперимент, его место и роль в познании, Минск, 1972. Капица П. Л., Эксперимент, теория, практика, М., 1974. Тригг Дж. Л., Решающие эксперименты в современной физике, пер. с англ., М., 1974. Dingler Н.,
Ьbeг die Geschichte und das Wesen des Experimentes, Mьnch., 1952. Experinnent und Erfahrung in Wissenschaft und Kunst, Freiburg — Mьnch., 1963. Siebel W., Die Logik des Experiments in den Sozialwissenschaften, B., 1965. Parthey H., Wahl D., Die experimentelle Methode in Natur- und Gesellschaftswissenschaften, B., 1966.
И С. Алексеев.

РубрикиЭ