Академизм

Определение слова Академизм по Ефремовой

Академизм — 1. Направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI-XIX вв., основанное на подражании внешним формам античности и ренессанса в сочетании с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.
2. Следование в искусстве, науке и т.п. строгим классическим образцам, установившимся традициям, сложившимся правилам.
3. Сугубо теоретическая направленность научных и учебных занятий, их оторванность от практики, требований жизни.

Определение слова Академизм по Ожегову

Академизм — Академическое N2/4 отношение к чему-нибудь


Академизм Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения

Академизм — описание в Энциклопедическом словаре

Академизм — (франц. academisme) — 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3) В изобразительномискусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.:следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.

Определение слова Академизм по словарю Ушакова

АКАДЕМИЗМ, академизма, мн. нет, м. 1. Отвлеч. сущ. к академический во 2 знач. 2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях).

Значение слова «Академизм» по БСЭ

Академизм (французское acadйmisme)
в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему
«вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.
А. возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А. 2-й половины 17-18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов Классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских художественных академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное Салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции А. распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах Неоклассицизма.
Термин «А.» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об А. некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.
Лит. см. при статье Академии художественные.
А. М. Кантор.
Академизм: Д. Энгр. «Апофеоз Гомера». 1827. Лувр. Париж.

РубрикиА