Екатерины пролив

Что такое Екатерины пролив

Определение «Екатерины пролив» по БСЭ

Екатерины пролив — пролив между островами Кунашир и Итуруп в гряде Курильских островов. Соединяет Охотское море с Тихим океаном. Ширина более 22 км. Глубина 150-500 м. С февраля по март забит плавучими льдами, приносимыми из северной части Охотского моря. Назван по имени судна
«Екатерина», на котором в 1792 плавала в Японию русская миссия во главе с А. Лаксманом.

Елизаветовское городище

Что такое Елизаветовское городище

Определение «Елизаветовское городище» по БСЭ

Елизаветовское городищеостатки древнего укрепленного поселения близ одноимённой станицы в дельте р. Дон. Городище имеет внутреннюю и внешнюю линии укреплений (земляные валы и рвы). Раскопками (1853, 1871, 1908-10, 1923-28, 1954, 1958-59 и с 1965) установлено, что поселение существовало с 6 по 3 вв. до н. э. и было крупным земледельческим, рыболовным и ремесленным центром, а в пору расцвета — главным торговым центром нижнего Дона, через который шла торговля боспорских греков с племенами Подонья. Население состояло, по-видимому, из меотов и греков. Около Е. г. располагается неоднократно исследовавшийся большой курганный могильник.
Лит.: Миллер А. А., Раскопки в районе древнего Танаиса, в сборнике: Известия императорской археологической Комиссии, в. 35, СПБ, 1910. Книпович Т. Н., Опыт характеристики городища у станицы Елисаветовской по находкам экспедиции Государственной академии истории материальной культуры в 1928,
«Известия Государственной Академии истории материальной культуры», 1934, в. 104. Археологические открытия [1965-1971 гг.], М., 1966-72.

Енакиевский металлургический завод

Что такое Енакиевский металлургический завод

Определение «Енакиевский металлургический завод» по БСЭ

Енакиевский металлургический заводпредприятие чёрной металлургии СССР. Находится в Донбассе, в г. Енакиево. Основан Русско-Бельгийским металлургическим обществом в 1895. Пущен в 1897. до 1921 назывался Петровским. К началу 1-й мировой войны 1914-18 был одним из крупных металлургических заводов России. Рабочие завода участвовали в Горловском вооружённом восстании 1905. В 1917 на заводе был сформирован красногвардейский отряд, который сражался за установление Советской власти. В 1921 Е. м. з. выдал В. И. Ленину
«коммунистический вексель» — прообраз нынешних социалистических обязательств — на выпуск заводами Югостали 10 млн. пудов металла. В годы довоенных пятилеток (1929-40) завод был реконструирован и расширен. К 1940 объём производства металла возрос по сравнению с 1913 в 2,4 раза. Во время немецко-фашистской оккупации города (1941-43) завод был разрушен. Восстановление началось сразу же после изгнания оккупантов. К началу 1944 выдан первый чугун. На заводе осуществлена коренная реконструкция. Построены новые доменные печи, блюминг, непрерывный заготовочный стан, непрерывный проволочный стан
«250», кислородно-конвертерный цех. В 1970 выплавка чугуна увеличилась по сравнению с 1940 в 3 раза, стали в 4,5 раза, производство проката в 4 раза. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966).

Евтерпа

Что такое Евтерпа

Евтерпа — описание в Энциклопедическом словаре

Евтерпа — (Эвтерпа) — в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительницалирической поэзии. Изображалась с лирой в руках.

Определение слова Евтерпа по словарю Брокгауза и Ефрона

Евтерпа (Εύτέρπη, т. е. увеселяющая) — муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с двумя флейтами.

Значение слова «Евтерпа» по БСЭ

Евтерпа — в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница музыки.

Ертарский

Что такое Ертарский

Значение слова «Ертарский» по БСЭ

Ертарскийпосёлок городского типа в Тугулымском районе Свердловской области РСФСР. Расположен на р. Беляковка (приток Пышмы), в 35 км к Ю. от ж.-д. станции Юшала (на линии СвердловскТюмень). Стекольный завод, химлесхоз.

Евтых

Что такое Евтых

Евтых — описание в Энциклопедическом словаре

Евтых — Аскер Кадербечевич (р. 1915) — адыгейский писатель. Повести обадыгейском ауле, роман-дилогия «Улица во всю ее длину» (1965) и «Двериоткрыты настежь» (1973), романы «Глоток родниковой воды» (1977), «Баржа»(1983) на современные темы.

Значение слова «Евтых» по БСЭ

ЕвтыхАскер Кадербечевич (р. 7.5.1915, аул Хатукай, ныне Красногвардейского района Адыгейского АО), адыгейский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В 1939 опубликован первый сборник стихов «Наши дни» и сборник рассказов «Большая сила».
Повести «Превосходная должность» (1948), «Аул Псыбэ» (1950), «У нас в ауле» (1953) написаны на русском языке. Они изображают новую жизнь адыгейского аула, ломку старых социальных отношений. В 1960 вышел сборник рассказов «Судьба одной женщины», в 1965 — роман «Улица во всю ее длину».
Перевёл на адыгейский язык поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», ряд книг русских современных писателей.
Соч. в русском переводе: Девушка из аула, Майкоп, 1963.
Лит.: Писатели Адыгеи, Майкоп, 1957.

Егерский

Что такое Егерский

Определение слова Егерский по Ефремовой

Егерский — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: егерь, связанный с ним.
2. Свойственный егерю, характерный для него.
3. Принадлежащий егерю.

Определение слова Егерский по словарю Ушакова

ЕГЕРСКИЙ
егерская, егерское. Прил. к егерь. Егерский костюм. Егерский полк.

Египетский Треугольник

Что такое Египетский Треугольник

Определение слова Египетский Треугольник по Строительному словарю

Египетский Треугольник — Прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5. Сумма указанных чисел (3+4+5=12) с древних времен использовалась как единица кратности при построении прямых углов с помощью веревки, размеченной узлами на 3/12 и 7/12 ее длины. Применялся в архитектуре средних веков для построения схем пропорциональности.

Египетское Письмо

Что такое Египетское Письмо

Египетское Письмо — описание в Энциклопедическом словаре

Египетское Письмо — идеографически-ребусное (словесно-слоговое) письмо Др. Египта, одно из древнейших в мире. Древнейшая разновидность — иероглифы ЕГИПТ (Эгипт — Египет), в греческой мифологии сын Бела, брат Даная иэпоним Египта. Отец 50 сыновей, силой взявших в жены 50 дочерей Даная (см. Данаиды).

Определение «Египетское Письмо» по БСЭ

Египетское письмо — одна из древнейших в мире систем письма, имевшая три разновидности: иероглифическую, иератическую и демотическую (эти термины заимствованы у древних греков). Основной и древнейшей разновидностью были Иероглифы, т. е. знаки, изображавшие людей, животных, растения, здания, орудия и др. предметы. Большинство иероглифов было фонограммами, они обозначали либо сочетание двух или трёх согласных звуков (например, pr, run, dd, sdm, shm), либо отдельные согласные звуки (например, k, г, f, b — всего 24). Гласные звуки в иероглифическом письме совершенно не обозначались.
Наряду с фонограммами среди иероглифов были и идеограммы, т. е. знаки, обозначавшие отдельные слова и понятия. Иероглифическое письмо комбинировало фонограммы и идеограммы по определённым правилам. Наиболее употребительны были около 700 иероглифов. В поздние периоды истории Египта, особенно в греко-римское время, число их возросло. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 32 в. до н. э., позднейшие к 3 в. н. э. Из иероглифического письма развился курсив — иератика, знаки последней потеряли первоначальный картинный характер. Иератика на протяжении многих веков употреблялась для писания на папирусе текстов разнообразного содержания. В 8-7 вв. до н. э. появляется новый курсив — демотика. Демотика отличается от иератики гораздо большей курсивностью и обилием лигатур, что затрудняет чтение демотических текстов. Последние демотические тексты относятся к 5 в. н. э.
Лит.: Петровский Н. С., Египетский язык, Л., 1958. Erman A., Die Hieroglyphen, В., 1912. Lacau P., Sur le systиme hiйroglyphique, Le Caire, 1954. Mцller G., Hieratische Palдographie, Bd 1-4, Lpz., 1921-36. Erichsen W., Auswahl fr
ьhdemotischen Texte, H, 1-3, Kbh., 1950.
М. А. Коростовцев.

Египтология

Что такое Египтология

Определение слова Египтология по Ефремовой

Египтология — Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением языка, письменности, истории, культуры и археологических памятников Древнего Египта.

Египтология — описание в Энциклопедическом словаре

Египтология — область востоковедения, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археологические памятники Др. Египта.

Определение слова Египтология по словарю Ушакова

ЕГИПТОЛОГИЯ
египтологии, мн. нет, ж. (книжн.). Изучение древнего Египта.

Значение слова «Египтология» по БСЭ

Египтология — комплексная наука, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археологические памятники Египта Древнего. является отраслью востоковедения. Днём основания Е. принято считать 22 сентября 1822, когда французский учёный Ф. Шампольон, положивший начало Е. как науке, сделал сообщение в Академии надписей в Париже о результатах своих исследований по дешифровке египетского иероглифического письма. Изучая тексты т. н. Розеттского камня и некоторых др. памятников, он нашёл ключ к чтению египетского письма и в дальнейшем составил первые грамматику и словарь египетского языка. Попытки дешифровки египетских иероглифов предпринимались в течение 18 — начале 19 вв. шведским ориенталистом И. Д. Окерблатом, французским арабистом Сильвестром де Саси, датским учёным Соэга, английским физиком Т. Юнгом и др., но все они оказались безуспешными. Соэга удалось определить, что имена фараонов в текстах окружаются рамкой (картушем), Юнгу — установить значение нескольких знаков.
В 1828-30 Шампольон возглавил экспедицию в Египет, где собрал множество памятников, дав первое их научное описание. Преемники Шампольона — представители т. н. старой школы: И. Роселлини (Италия), Р. Лепсиус, Г. Бругш, Г. Эберс (Германия), Э. де Руже, Ф. Шаба (Франция) и др. — продолжили описание и изучение памятников Древнего Египта (многотомные публикации Роселлини и Лепсиуса до сих пор не утратили значения), разработку проблем языка, письма и особенно истории Египта. Бругшу принадлежит заслуга дешифровки демотического (курсивного) письма. С 1851 начались систематические раскопки в Египте: французский учёный О. Мариет раскопал в Саккаре, близ Мемфиса, подземный некрополь с захоронением священных быков — аписов и др. памятники. Им были основаны Египетский музей и «Служба древностей».
Огромно значение для развития Е. т. н. берлинской школы, возникшей в 90-х гг. 19 в. Основанная А. Эрманом, она имела преимущественно филологическое направление. Эрман и его ученики в Германии и вне её поставили изучение египетского языка и письма на строго научную почву и создали основополагающие труды в египетской филологии, в т. ч. многотомный словарь египетского языка. (составители А. Эрман и Г. Грапов), египетской и новоегипетской грамматики (Эрман), фундаментальное исследование о глаголе (немецкий учёный К. Зете) и многие др. Ими же было предпринято новое, критическое издание египетских текстов. Во Франции школу египтологов возглавил Г. Масперо, сменивший в 1881 О. Мариета на посту директора «Службы древностей».
В 1881 он обследовал тайник царских мумий XVII-XXII династий в Дейр-эль-Бахари. В последние десятилетия 19 — начало 20 вв. французский археолог Ж. де Морган и английский археолог У. Питри Флиндерс открыли памятники додинастических и раннединастических эпох, начав таким образом изучение древнейшего периода Египта. Питри Флиндерс раскопал также ряд городов (Кахун, Навкратис и др.) и погребения фараонов XII династии.
В России Е. интересовались уже с 1-й половины 19 в. Декабрист Г. С. Батеньков в 1824 вкратце изложил труд Шампольона «Очерк иероглифической системы», а 10 января 1827 Шампольон был избран почётным член Императорской АН. В 1826 Императорская АН приобрела в Милане большую коллекцию египетских древностей, которая в 1862 была передана в Эрмитаж и стала основой египетского собрания Эрмитажа. В последней четверти 19 в. русский египтолог В. С. Голенищев предпринял ряд экспедиций в Египет, где скопировал надписи и собрал большую коллекцию египетских древностей, легшую в основу собрания Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Он открыл и опубликовал ряд уникальных текстов (папирусы Эрмитажа 1115 А, 1116 А и Б, «Злоключения Унуамуна» и др.).
Им была основана кафедра египтологии Каирского университета. С 1887 русский египтолог О. Э. Лемм открыл курс Е. в Петербургском университете. с 1896 этот курс вёл Б. А. Тураев, являющийся автором множества ценных трудов по истории религии, литературе Древнего Египта, а также создателем русской школы египтологов, к которой принадлежали И. М. Волков, А. Л. Коцейовский, В. М. Викентьев, Н. Д. Флиттнер, В. В. Струве — авторы ряда публикаций по истории религии, материальной культуры и искусства (печатались до 1917 преимущественно в «Записках русского археологического общества»).
На основании открытых и изученных археологами и филологами памятников стало возможным изложение истории древнеегипетского общества. Если в первых обобщающих трудах (например, у Бругша) оно изображалось статичным и неизменным, то в дальнейшем (с конца 19 в.) начинает учитываться динамика социального и культурного развития Древнего Египта. Г. Масперо ввёл принцип строгой историчности. Немецкие учёные Эрман и Г. Ранке подробно осветили различные этапы в истории быта и культуры древних египтян. Наиболее обстоятельные общие труды по истории Египта создали немецкий историк Э. Мейер (включивший её в свою многотомную историю древнего мира) и американский египтолог Дж. Г. Брэстед (в 2-томной истории Египта, рус. пер. 1915).
С 20-х гг. 20 в. немецкие учёные — Г. Грапов и др. (ГДР), Г. Кеес, В. Отто, Э. Эдель, В. Хельк (ФРГ) и учёные др. стран (в Великобритании — А. Гардинер и его ученики: Б. Ганн, Р. Фолкнер, Г. Фэрман, Э. Пит, Я. Чёрный и др.. во Франции — П. Лако, Г. Лефевр, Э. Дриотон, Ж. Вандье, Ж. Позенер и др.. в Австрии — Г. Юнкер и др.. в Италии — С. Донадонн и др.. в США — Д. Уилсон, Р. Паркер, Р. Каминос и др.. в Бельгии — Ж. Вергот, Ж. Капар и др.) продолжают изучать язык и тексты, расширяя и углубляя достижения берлинской школы. Значительно улучшается публикация вновь обнаруженных, а также ранее известных текстов, углубляются исследования отдельных проблем языка. На территории Египта археологами и египтологами различных стран постоянно ведутся раскопки.
В 1922 английский археолог П. Монте раскопал в Танисе погребения фараонов XXI и XXII династий. Большое значение для изучения эпохи Нового царства имеют памятники, обнаруженные немецкими, английскими и американскими учёными при раскопках в Амарне. раскопки ведутся на протяжении нескольких десятилетий и ещё не завершены. Для истории раннединастического периода и эпохи Древнего царства чрезвычайно важны также исследования английского археолога В. Эмери и египетских учёных Селим Хассана и Абу Бакра в некрополях Саккары и Гизе. в 1951-54 египетский археолог М. З. Гонейм раскопал неизвестную прежде пирамиду III династии с алебастровым саркофагом фараона Сехемхета. В связи со строительством Высотной Асуанской плотины для спасения находящихся в зоне затопления исторических памятников создан в 1960 при ЮНЕСКО международный комитет. в АРЕ и Судан направлены археологические экспедиции ряда стран, занимающиеся раскопками и изучением храмов (на о. Филе, Абу-Симбел, Калабша и др.).
Советская Е. унаследовала лучшие традиции русской дореволюционной и западно-европейской науки. Учёными СССР было положено начало изучению проблем Е. с марксистских позиций. В центре внимания советских египтологов находятся социально-экономические отношения Древнего Египта. Первым их исследователем в сов. Е. явился В. В. Струве. Проблемы социально-экономической и политической истории Древнего Египта освещаются в работах Ю. Я. Перепёлкина, И. М. Лурье, Д. Г. Редера, И. С. Кацнельсона, А. И. Стучевского, В. И. Авдиева и др.. история религии и мифологии — в работах М. Э. Матье, Г. П. Францева и др.. истории древнеегипетского искусства посвящены труды Н. Д. Флиттнер, М. Э. Матье, В. В. Павлова и др. Продолжается изучение филологии, текстологии и истории письма (М. А. Коростовцев, Н. С. Петровский и др.).
В 1961-63 на территории Нубии (Дакка и Вади-Аллаки) вела исследования археолого-этнографическая экспедиция АН СССР под руководством Б. Б. Пиотровского, которая открыла додинастические поселения и множество неизвестных прежде наскальных надписей.
Большой вклад в развитие Е. внесли исследователи др. социалистических стран: Г. Грапов, Ф. Хинце (ГДР), Ф. Лекса, З. Жаба (Чехословакия), Т. Анджеевский (Польша), Л. Какоши, А. Добрович (Венгрия) и др., а также учёные АРЕ — А. Бадави, А. Бакир и др.
Основными центрами Е. в СССР являются: институт востоковедения АН СССР (Москва, Ленинград), Эрмитаж (Ленинград), Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), где хранятся египетские коллекции (коллекция египетских древностей находится также в археологическом музее Одессы), восточный факультет ЛГУ.
Важнейшими центрами Е. за рубежом являются: Берлин (ГДР), Западный Берлин, Гёттинген, Бонн, Париж, Страсбур, Лондон, Оксфорд, Чикаго, Бостон, Рим, Милан, Лейден, Вена, Женева, Прага, Каир. В АРЕ существует государственная организация, именуемая
«Служба древностей Египта», которая занимается охраной памятников древности на территории АРЕ, их реставрацией, раскопками. Ей подчинены все музеи древности в Египте, в том числе знаменитый Египетский музей в Каире, являющийся крупнейшим в мире собранием древнеегипетских памятников. Ряд европейских государств (Великобритания, Бельгия, Италия, ГДР, Нидерланды, Польша, Франция, ФРГ, Чехословакия и др.) и США с разрешения правительства АРЕ содержат на территории Египта свои постоянные египтологические учреждения — специальные институты при археологической миссии, которые ведут археологические раскопки и изучают египетские памятники. Крупнейшим из этих археологических учреждений является Французский институт восточной археологии, в течение многих лет занимающийся раскопками и исследованием разных памятников.
Важнейшие периодические издания по Е.: «Вестник древней истории» — ВДИ (основан в 1937). «Aegyptus. Rivista italiana di egittologia e di papirologia» (Mil., 1920-): «Annales du service des antiquitйs de lEgypte»
(Le Caire, 1900-). «Bulletin de Ilnstitut franзaise darchйologie orientale» (Le Caire, 1901-). «Chronique dEgypte. Bulletin pйriodique de la Fondation йgyptologique reine Elisabeth» (Brux., 1925-).
«Journal of Egyptian Archaeology» (L., 1914). «Journal of Near Eastern Studies» (Chi., 1941). «Kкmi. Revue de philologie et darchйologie йgyptiennes et coptes» (P., 1928-). «Revue dйgyptologie, publi
йe par la Sociйtй franзaise dйgyptologie» (P., 1948-). «Recueil de travaux, rйlatifs а la philologie et а larchйologie йgyptiennes et assyriennes» (P., 1870-1923).
«Zeitschrift fьr дgyptische Sprache und Altertumskunde» (Lpz., 1863). «Mitteilungen des Deutschen Archдologischen Instituts. Abteilung Kairo» (Wiesbaden, 1930). «Orientalia. Commentarii periodici Pontificii instituti biblici»
(Roma, 1932). «Sphinx» (Uppsala, 1897-1931).
Лит.: Кагаров Е., Прошлое и настоящее Египтологии, Сергиев Посад, 1914. Бузескул В. П., Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения Древнего Востока. Хар., 1927. Тураев Б. А., Русская наука о Древнем Востоке, до 1917 г., Л., 1927. Кацнельсон И. С., Материалы для истории египтологии в России, в кн.: Очерки по истории русского востоковедения, сб. 2, М., 1956. Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1959), М., 1961. Sethe К., Die
дgyptologie…, Lpz., 1921. Glanville S. R. K.? The growth and nature of Egyptology. Camb., 1947. Dawson W. R.. Who was who in Egyptology…, L., 1951. Hornung E., Einfьrung in die Ägyptologie…, Darmstadt, 1967. Sauneron S., LEgyptologie, P., 1968.
М. А. Коростовцев.

Единение И Прогресс

Что такое Единение И Прогресс

Единение И Прогресс — описание в Энциклопедическом словаре

Единение И Прогресс — см. Младотурки.

Определение «Единение И Прогресс» по БСЭ

«Единение и прогресс»
политическая организация турецких буржуазных революционеров (т. н. младотурок). Возникла в конце 19 в. в форме тайного комитета и ставила своей ближайшей задачей замену деспотического режима султана Абдул-Хамида II конституционным строем. Под её руководством было поднято в июле 1908 вооруженное восстание (см. Младотурецкая революция 1908). Однако, придя к власти, комитет
«Е. и п.», реорганизованный в политическую партию, быстро утратил свои прежние прогрессивные черты. Младотурецкие лидеры содействовали подавлению рабочего и крестьянского движения, выступали против законных национальных требований нетурецких народов, облегчали империалистическим державам дальнейшее закабаление Турции. Установленный ими диктаторский режим отличался от режима Абдул-Хамида II лишь парламентской оболочкой да приобщением верхушки турецкой интеллигенции к бюрократической деятельности и части турецкой буржуазии к компрадорской торговле. В начале 1913 всю власть в партии и в стране захватил
«триумвират» (Энвер, Талаат, Джемаль), подчинив Турцию интересам германского империализма и ввергнув её в октябре 1914 в 1-ю мировую войну 1914-18. За годы войны партия «Е. и п.» возбудила против себя глубокое недовольство не только среди народных масс, но и в кругах турецкой национальной буржуазии и патриотической интеллигенции. После военного разгрома Турции и подписания Мудросского перемирия 1918 главные лидеры младотурок бежали за границу, а партия
«Е. и п.» приняла решение о самоликвидации. Во время Кемалистской революции некоторые бывшие руководители «Е. и п.» пытались возобновить политическую деятельность, а затем, встретив противодействие со стороны Кемаля Ататюрка, вступили на путь подготовки государственного переворота. В 1926 был раскрыт заговор против Ататюрка, подготовленный при тайном соучастии бывших лидеров «Е. и п.».
Четверо из них (Назым, Джавид, Абдул-Кадыр, Кара Кемаль) были приговорены анкарским «судом независимости» к смертной казни, а партия «Е. и п.» осуждена, как реакционная и антинациональная организация.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 77, 165. т. 23, с. 146. т. 33, с. 38-40. Алимов А., Революция 1908 г. в Турции, в кн.: Пробуждение Азии. 1905 год и революции на Востоке, Л., 1935. Миллер А. Ф., Младотурецкая революция, в кн.: Первая русская революция 1905-1907 гг. и международное революционное движение. [Сб. ст.], ч. 2, М., 1956. Петросян Ю. А., Младотурецкое движение, М., 1971. TunayaT. Z., T
ьrkiyede siyasо partiler, Ist., 1952. Imhoff D., Die Entstehung und der Zweck des Comitйs fьr Einheit und Fortschritt, «Die Welt des Islams», 1913, Bd 1, Н. 3-4. Ramsaur E. E., The young Turks. Prelude to the revolution of 1908, Princeton (N. Y.), 1957.
Л. Ф. Миллер.

Единица Товарная

Что такое Единица Товарная

Определение слова Единица Товарная по Бизнес словарю

Единица Товарная — количество единиц товара в одной упаковке или размер упаковочной единицы.

Единоборец

Что такое Единоборец

Определение слова Единоборец по Ефремовой

Единоборец — Участник единоборства.

Единоверческая Церковь

Что такое Единоверческая Церковь

Определение слова Единоверческая Церковь по Религиозному словарю

Единоверческая Церковь — Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Причиной возникновения единоверческой церкви стало ослабление эсхатологических и антихристологических идей в поповстве, в результате чего часть поповцев стало допускать соглашательство и компромисс с официальной православной церковью.

Единоверие

Что такое Единоверие

Определение слова Единоверие по Ефремовой

Единоверие — 1. Общность религии, исповедание одной веры. // перен. Единство взглядов, убеждений, интересов.
2. Название одного из течений в старообрядчестве, принимающего духовенство от официальной церкви.

Единоверие — описание в Энциклопедическом словаре

Единоверие — (единоверцы) — течение в старообрядчестве.

Определение слова Единоверие по словарю Ушакова

ЕДИНОВЕРИЕ
единоверия, мн. нет, ср. 1. Общность религии (книжн.). 2. Название старообрядческой секты, принимающей духовенство от официальной православной церкви (церк.).

Определение слова Единоверие по словарю Брокгауза и Ефрона

Единоверие — вид воссоединения русских старообрядцев-раскольников с православною церковью, по которому за старообрядцами сохраняется право совершать богослужение и таинства по старопечатным, дониконовским, книгам и по своим обрядам, под условием подчинения, в иерархическом отношении, православной церкви и принятия ими священнослужителей от православных архиереев. Когда у раскольников перемерли все попы старого посвящения, положение раскольников, приемлющих священство, сделалось крайне затруднительным (см. Беглопоповщина и Белокриницкая иерархия). Ввиду этих затруднений, старообрядческий инок Никодим, по совету графа Румянцева Задунайского, изложил, во всеподданнейшем прошении, условия, на которых старообрядцы-поповцы соглашались воссоединиться с церковью (1783). Он просил: а) чтобы была разрешена клятва прежних русских соборов на старые обряды. б) чтобы старообрядцам дарован был хорепископ, находящийся в зависимости непосредственно от св. Синода. в) чтобы этот епископ поставлял для них священников и все богослужение совершалось по старому, дониконовскому чиноположению, г) чтобы св. миром их снабжал св. Синод, и д) чтобы всей пастве этого хорепископа было дано право не брить бород и не носить немецкого платья. Сам Никодим умер (1784) раньше ответа правительства на эту просьбу, успев склонить к своему образу мыслей значительную часть стародубских старообрядцев. Единомысленным с ним старообрядцам, поселившимся в Таврической области, даны были православные священники от Таврического архиерея, устроены монастырь и приходские церкви. Таким образом образовались к 1788 г. первые единоверческие приходы. Главным деятелем их был протоиерей Андрей Иоаннов, сам обратившийся из раскола в православие, известный как автор первого после "Розыска" св. Димитрия Ростовского систематического "исторического известия о раскольниках", составленного на основании редких первоисточников и потому доселе не утратившего значение. Третий выдающийся деятель на пользу единоверия был Сергий, строитель старообрядческого монастыря на Иргизе, пытавшийся обратить в единоверие иргизские старообрядческие монастыри, но безуспешно. Позже, по поводу ходатайства о принятии в единоверие раскольников нижегородских и московских, "единоверие", как форма воссоединения старообрядцев с православной церковью, было подробно регламентировано так называемыми "пунктами о единоверии" митрополита Платона, утвержденными императором Павлом 27 октября 1800 г. Руководящим началом служило при этом убеждение, что обряды, особенно те обрядовые разности, за которые столь упорно стоят старообрядцы, имеют не настолько существенное значение в деле спасения, чтобы из-за них лишать кого-либо права быть членом церкви. Впрочем, митрополит Платон отнюдь не считал те или другие обряды безразличными и единоверие — "совершенным соединением" с церковью. он признавал его лишь "довольным образом сближающим или паче соединяющим" старообрядцев с церковью. обрядовые разности единоверия суть "заблуждения" и "погрешности", и дозволяются единоверию лишь потому, что "церковь, яко мать сердобольная, решилась оказать снисхождение в неведении заблуждающим, однако без соблазна правоверных" (почему отнюдь доселе не разрешается у нас переход из православия в единоверие). По позднейшим толкованиям единоверия, оно есть не что иное, как "ступень к православию". Никодим в своих пунктах просил для единоверцев особенного епископа (хорепископа, по его неправильному выражению), подведомственного непосредственно св. Синоду. это желание не было уважено и определено было учреждать лишь одни приходы единоверческие, в каждой епархии подведомственные местному епархиальному архиерею. Впоследствии к пунктам митрополита Платона (Полное Собрание Законов, XXV, №18428 и XXVI, № 19621), ввиду неоднократных просьб единоверцев о пересмотре и дополнении их, были сделаны новые разъяснения и дополнения (см. "Московские Церковные Ведомости", 1881, №44). Начиная с 1870 года, единоверие служит одним из главных вопросов, обсуждаемых нашими богословами. особенно он усердно дебатировался в "Обществе любителей духовного просвещения", а также в духовных и светских ("Московские Ведомости", "Русь" и др.) изданиях. Исходным пунктом рассуждений служил вопрос о клятвах, произнесенных на старые дониконовские обряды русскими соборами XVII века. Преобладающий ответ на этот вопрос заключается в том, что самое учреждение единоверия св. Синодом есть акт отмены клятв соборных. Притом, по смыслу самых этих клятв, они простирались на обряды раскольников лишь настолько, насколько последние служили причиной отделения раскольников от церкви. что же касается самых обрядовых разностей, то отношение к ним церкви XVII века ясно из слов патриарха Иоакима, сказанных в Грановитой палате попу Никите (который упрекал патриарха, будто власти мучат их за двоеперстие): "мы за крест вас не мучим — креститесь как хотите, двумя или тремя перстами. мы порицаем вас за то, что церкви не повинуетесь и лишаете сами себя вечного спасения". В позднейшей истории единоверия замечательными деятелями были протоиерей Тимофей Верховский (см.) и его сын, священник Иоанн Верховский, в целом ряде сочинений (ненапечатанных, но циркулирующих между раскольниками в рукописях) защищавший обряды единоверия как правильные и доказывавший возможность, с канонической точки зрения, дарования единоверцам особой иерархии. См. "Исторический очерк единоверия" и "Искание старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства" (изд. Т. Верховского, 1867-1868 гг.). И. О. Нильский, "О единоверии" (в "Христианском Чтении", 1870 и 1874 гг.). Перечни других статей см. в "Указателе литературы о расколе" Сахарова, вып. 1-й, 1887 г., стр. 70-78 и вып. 2-й, 1892 г., стр. 76-83. Н. Барсов.

Евгений III

Что такое Евгений III

Евгений III — описание в Энциклопедическом словаре

Евгений III — (Eugenius) (монашеское имя Бернардо из Пизы) (ум. в 1153) -папа Римский с 1145. Ученик святого Бернара Клервоского, аббатцистерцианского монастыря святого Анастасия близ Рима. Избранный папой, был вынужден бежать из Рима, захваченного римским сенатом и управляемого Арнольдом Брешианским, во Францию, где начал подготовку 2-го крестовогопохода. На соборах в Париже (1147) и Реймсе (1148) осудил учение Жильбера Порретанского. на Кремонском соборе (1148) отлучил от Церкви Арнольда Брешианского. Беатифицирован в 1872, память 8 июля.

Единообразно

Что такое Единообразно

Определение слова Единообразно по Ефремовой

Единообразно — Соотносится по знач. с прил.: единообразный.

Единство Власти

Что такое Единство Власти

Определение слова Единство Власти по Бизнес словарю

Единство Власти — англ. unity of command
схема управления, в которой один сотрудник подчиняется не более чем одному вышестоящему лицу по правилу: начальник моего начальника — не мой начальник.

Её

Что такое Её

Определение слова Её по Ефремовой

Её — 1. Принадлежащий ей.
2. Свойственный ей, характерный для нее.
3. Осуществляемый, совершаемый ею. // Переживаемый, испытываемый ею.
4. Связанный с нею какими-л. отношениями (родства, дружбы и т.п.). // Преданный ей.
5. Близкий ей по убеждениям, взглядам и т.п.

Определение слова Её по словарю Ушакова

ЕЁ
1. Род. п. от она. || Употр. в знач. притяжат. местоим.: ей принадлежащий. Ее платье. 2. Вин. п. от она.

Евдем

Что такое Евдем

Евдем — описание в Энциклопедическом словаре

Евдем — из Родоса (2-я пол. 4 в. до н. э.) — древнегреческийфилософ-перипатетик. Друг и ученик Аристотеля, комментатор его сочинений. Работал над составлением энциклопедического «свода мнений» по историинауки и теологии.

Еженедельный

Что такое Еженедельный

Определение слова Еженедельный по Ефремовой

Еженедельный — Совершающийся, происходящий каждую неделю.

Определение слова Еженедельный по Ожегову

Еженедельный — Бывающий каждую неделю, раз в неделю

Определение слова Еженедельный по словарю Ушакова

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ
еженедельная, еженедельное (книжн.). Бывающий, происходящий каждую неделю. Еженедельные собрания. Журнал выходит еженедельно (нареч.).

Ежечасно

Что такое Ежечасно

Определение слова Ежечасно по Ефремовой

Ежечасно — Соотносится по знач. с прил.: ежечасный.

Ежеутренне

Что такое Ежеутренне

Определение слова Ежеутренне по Ефремовой

Ежеутренне — Соотносится по знач. с прил.: ежеутренний.

Екабпилс

Что такое Екабпилс

Екабпилс — описание в Энциклопедическом словаре

Екабпилс — (Jekabpils) (до 1917 официальное название Якобштадт) — город в Латвии, на р. Даугава. Железнодорожный узел (Крустпилс). 31,4 тыс. жителей(1989). Пищевая, легкая промышленность. Производство стройматериалов. Филиал Рижского завода «Автоэлектроприбор». Краеведческий и художественныймузей. Известен с 13 в.

Значение слова «Екабпилс» по БСЭ

Екабпилс (б. Якобштадт)
город, центр Екабпилсского района Латвийской ССР. Расположен на р. Даугаве (Западная Двина). Ж.-д. узел (Крустпилс) — линии на Резекне, Елгаву, Ригу, Даугавпилс. 22 тыс. жителей (1970). Филиал Рижского завода «Автоэлектроприбор», швейная фабрика, пищевая промышленность (сахарный завод, производство овощных и плодовых консервов и др.), завод железобетонных конструкций, комбинат нерудных материалов. Экономический техникум. Краеведческий музей. Е. основан в 1670, а его правобережная часть (до 1962 — самостоятельный город Крустпилс) — в 1237.

Екатеринославское Казачье Войско

Что такое Екатеринославское Казачье Войско

Екатеринославское Казачье Войско — описание в Энциклопедическом словаре

Екатеринославское Казачье Войско — создано в 1787 из Бугского казачьегополка и однодворцев, поселенных в Екатеринославской губ. по бывшей Украинской линии. Участвовало в русско-турецкой войне 1787-91, отличилосьпри взятии Аккермана, Килии, Измаила. В 1796 расформировано. казаки (кроме Бугского полка) переселены на Кубань (1802), где составили Кавказскийказачий полк (в составе Черноморского казачьего войска, с 1832 -Кавказского линейного казачьего войска, с 1860 — Кубанского казачьеговойска).

Определение слова Екатеринославское Казачье Войско по словарю Брокгауза и Ефрона

Екатеринославское казачье войско — см. Казаки.

Определение «Екатеринославское Казачье Войско» по БСЭ

Екатеринославское казачье войско (или корпус)
образовано в 1787 из Бугских казачьих полков и однодворцев, поселённых в Екатеринославской губернии. Население Е. к. в. составляло в 1788 свыше 50 тыс. чел., боевой состав — до 10 тыс. Участвовало в русско-турецкой войне 1787-91, отличилось при взятии Аккермана, Килии и Измаила. В 1796 расформировано. В 1802 казачье население войска переселено на Кубань и позже явилось основой Кавказского полка Кубанского казачьего войска.